Татьяна Агапова
Проект «Занимательная астрономия» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект “ Занимательная астрономия”
Введение
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста наиболее трудоёмкая. Она занимает одно из важнейших мест в дошкольной педагогике. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Публикация «Проект „Занимательная астрономия“ для дошкольников» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И. Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Занимательная астрономия».
Цель проекта :
Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Объект изучения стал неизведанный для нас мир Вселенной, в данном случае – Созвездия.
Гипотеза: Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут являться источником познания и умственного развития дошкольников.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
4. Формировать опыт выполнения техники безопасности при работе с разнообразными материалами (стекло, дерево, металл).
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут :
1. Проявлять устойчивый познавательный интерес к Космосу, астрономии, Созвездиям.
2. Проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми и другими детьми);
3. Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
4. Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);
5. Испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами.
Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:
1. На первом этапе для проведения выявления аналитико-диагностического уровня познавательной активности используется наблюдение.
Наблюдение, как метод сбора научной информации позволяет систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты данного исследования. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные подтверждаются при выявлении результатов в конце проекта. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие критерии (по Айдашеву Г. А.) :
(используется метод наблюдения)
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);
- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника : низкий, средний, высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость.
Так же я использовала методику оценки интегративного качества «Любознательный, активный». Для критерия «проявление ребенком интереса к миру, Космосу, себе» возможны следующие показатели:
- задает вопросы познавательной направленности;
- с удовольствием исследует, экспериментирует;
-любит слушать познавательную литературу;
-умеет использовать разные источники информации;
-замечает новое в окружающем (предметы, людей, события).
Для критерия «активно участвует в образовательном процессе» возможны следующие показатели:
- умеет выбрать и начать деятельность без указаний взрослого;
-проявляет высокую степень вовлеченности в предпочитаемые виды деятельности;
-активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.
2 этап работы – подготовительный
Создание развивающей среды
Работа над проектом началась с создания развивающей среды. В 2016 году был создан макет Созвездий «Занимательная астрономия».
Функции макета:
Макет «Занимательная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. Здесь дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают о Созвездиях животных, встречающихся на небе; учат стихотворения и загадывают загадки с помощью взрослых.
3. На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Составление перспективного плана проекта.
План составлен на год. Работа проводится в средней группе.
Месяц Название вида деятельности Задачи
Сентябрь Введение в проект “ Занимательная астрономия”. Знакомство, рассматривание Знакомство с обитателями Космической системы, Показ презентации работы с макетом.
Октябрь Созвездие “Лев”
Знакомство с созвездием. Рассматривание нахождение на нем звезд. Чтение стихотворения об этом созвездии. Познакомить детей с созвездием.
Формировать интерес и познавательную активность детей.
Развивать речь посредством вопросов и загадок.
Развивать наблюдательность.
Ноябрь Созвездие “Рак”
Созвездие “Дельфин” Развивать способность сравнивать расположение звезд на данных созвездиях.
Декабрь Созвездие “Малая Медведица”
Созвездие “Большая медведица” Учить находить сходство и различия между двумя созвездиями.
Учить высказывать свое мнение.
Воспитывать интерес при работе с материалом.
Январь Созвездие “Жираф” Развивать познавательный интерес ребенка посредством занятий с макетом созвездий.
Развивать наблюдательность у детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости делать выводы.
Февраль Созвездие “Черепаха”
Созвездие “Лебедь” Развивать познавательную активность детей. Воспитывать терпимость к другому в процессе задавания вопросов по новому материалу.
Март Созвездие “Рысь” Учить сравнивать расположение звезд в данном созвездии.
Устанавливать причинно – следственные связи.
Апрель Созвездие “Лисица” Учить сопоставлению реального животного и животного в созвездии.
Помогать отвечать на вопросы, устанавливать связь между объектами.
Май Обобщающее занятие “Карта созвездий”. Мероприятие с родителями. Дать родителям представление о космосе, космическом пространстве солнечной системе и созвездиях глазами детей.
Результаты проекта
Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.
По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.