Богаевская Юлия Николаевна
Проект «Юный патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Публикация «Проект „Юный патриот“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Оригинальность проекта. В основу реализации проекта положены принципы тематического планирования материала, наглядности, занимательности, последовательности, разнообразия и вариативности, гибкого зонирования и личностно-ориентированного взаимодействия. Целью которого является воспитание гражданско -патриотических чувств у детей с нарушениями речи через совершенствование воспитательно- образовательной работы, насыщение ее патриотической направленностью.
Новизна и своеобразие проекта заключается в том, что содержание познавательного материала подобрано с учетом психолого-педагогических, речевых возможностей детей. Усвоение материала происходит при постоянном закреплении изученного с обязательным добавлением элементов новизны с последовательным усложнением, через познавательные занятия, музейную педагогику, закрепление материала в совместной и самостоятельной деятельности с применением в использовании современных информационно-коммуникационных технологий.
Этапы реализации проекта :
1 этап – диагностический (январь 2019г)
Задача этапа: Изучить теоретические подходы по данной теме: научно- историческую литературу и передовой педагогический опыт педагогов;
-анализ существующих программ по патриотическому воспитанию;
- анализ имеющего программно- методического обеспечения;
- анализ предметно – развивающей среды отделения;
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (февраль 2019г)
Задачи этапа: Определить содержание и организацию работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей; Подобрать наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми с общим недоразвитием речи по нравственно-патриотическому воспитанию;
определение содержания и форм работы с детьми посещающих центр реабилитации, родителями и специалистов по реабилитационной работе;
- постановка цели и задач для детей ;
- составление перспективных планов работы;
- организация предметно - развивающей среды в отделении;
- накопление наглядного, дидактического материала;
- разработка серий конспектов, бесед.
3 этап – практический (март 2019 г.)
Задачи этапа: Разработать информационно-творческий проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей с нарушениями речи; подобрать и систематизировать познавательный, дидактический материал по теме;
4 этап – итоговый (март 2019г.)
Задачи этапа: отчет по результатам работы; анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта по проекту.
ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА
Принципы работы:
1. Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
3. Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
4. Принцип активности и сознательности всего коллектива центра реабилитации и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности.
6. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.
Формы работы:
1. Экскурсии.
2. Целевые прогулки.
3. Беседы по тематике.
4. Совместная продуктивная деятельность детей, специалистов по реабилитационной работе и родителей.
5. Дидактические, подвижные и хороводные игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.
7. Чтение художественной литературы
8. Рассматривание иллюстраций, картин
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у детей представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.
Приобретение детьми старшего навыков социального общения с взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Тип проекта : творческий, информационно- исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта : коллективный
Участники проекта : дети с ограниченными возможностями, проходящие реабилитацию в отделении дневного пребывания ГБУ СО ЕРЦ, и их законные представители; специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Срок проведения: 3 месяца (январь- март 2019).
Количество занятий: 1 занятие в неделю
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н. В. Алешина. - М. : Перспектива, 2011. - 310 c.
2. Бондаренко, Владимир Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма : моногр. / Владимир Бондаренко. - М. : Алгоритм, 2015. - 752 c.
3. Вендрова, Т. Е. Воспитание музыкой / Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. - М. : Просвещение, 2011. - 205 c.
4. Гуськов, Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю. В. Гуськов. - М. : МПСИ, 2010. - 311 c.
5. Документы советского патриотизма (в дни боев у озера Хасан). - М. : Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 2014. - 457 c.
6. Жириновский, В. Владимир Жириновский. Избранное в 3 томах. Том 2. ЛДПР - партия свободы, справедливости и патриотизма / В. Жириновский. - М. : Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, 2014. - 295 c.
7. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М. : Сфера, 2010. - 160 c.
8. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
9. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 227 c.
10. Зюганов, Г. А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма / Г. А. Зюганов. - М. : Информпечать, 2015. - 336 c.
11. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М. : Центр педагогического образования, 2016. - 112 c.
12. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В. И. Лутовинов. - М. : Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.
13. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 2012. - 304 c.
14. Мештерхази, Лайош Беру слово. Город мой, Будапешт. Логика патриотизма. Воспоминания / Лайош Мештерхази. - М. : Прогресс, 2011. - 368 c.
15. Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М. : ВАКО, 2012. - 404 c.
16. Милич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. 3-4 классы ДМШ / Б. Е. Милич. - М. : Украина, 2013. - 889 c.
17. Патриотизм - духовный стержень народов России. - М. : Экономическая литература, 2013. - 480 c.
18. Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. - М. : Бослен, 2015. - 336 c.
19. Патриотизм - один из решающих факторов безопасности Российского государства. - М. : Институт российской истории РАН, 2012. - 304 c.
20. Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII века - 1991 г.). - М. : Российская политическая энциклопедия, 2015. - 784 c.
21. Писарева, А. Е. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. - М. : Сфера, 2011. - 128 c.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во занятий
январь
1 занятие «Новый год у ворот». - Беседа о праздниках;
- Беседа о новогодних символах, о новогодних обычаях;
- Оформление группы к празднику;
- Акция «Поможем птицам зимой»
- Развлечение «Зимушка- зима»
1
2 занятие «Наша родина – Россия» Экскурсия по карте «Моя Родина»
- Беседа о людях разных национальностей, живущих в России;
- Беседа о березке – символе России;
- Беседа о народных приметах, промыслах;
- Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей;
- Составление рассказов «Россия в будущем»
- Семейные праздники.
1
3 занятие «Символы России»
- Беседа «Символы России»;
- Слушание гимна РФ (в аудиозаписи). Беседа по содержанию текста;
- Рассматривание герба Российской Федерации (исторические данные);
- Составление гербов из фрагментов (различные объекты, фон).
1
февраль
1 занятие «Город, в котором я живу»
- Беседа «Это город мой родной»;
- Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе;
- Рассматривание герба г. Ершова
- Составление описательного рассказа «Город, в котором я живу»
1
2 занятие «Мы -Ершовцы»
Рассказ об истории города и области;
- Рассматривание герба и флага Саратовской области области и г. Ершова;
1
3 занятие «Славим тебя человек труда»
- Беседа о профессиях людей, работающих в Ершове (Рассматривание альбома с фотографиями).
- Фото-вернисаж «Славим тебя, человек труда»
- Беседа о подвигах солдат во время ВОВ;
1
4 занятие «Сильны и могучи богатыри славной Руси»
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины»;
- Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов;
- посещение Дома-музея народного творчества им. П. Комарова;
- Изготовление подарков папам и дедушкам;
Спортивное развлечение. 1
Март
1 занятие «Мамочка милая, мама моя»
- Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле»;
- Рассказы детей о своих мамах;
- Выставка детских рисунков «Мамы разные нужны, мамы разные важны»;
- Музыкальный досуг «Все стихи и песни о тебе, любимая»;
- Фото-вернисаж «Мамочка любимая моя»;
- Изготовление подарков для мам, бабушек;
- Праздничный концерт. 1
2 занятие Масленица. Знакомство с русским народным праздником его обычаими и традициями; 1
3 занятие «Наши космонавты»
Рассматривание альбома «Космонавты»;
- Пословицы и поговорки о космонавтах;
- Спортивное развлечение «Мы – космонавты»;
- конструирование «Космический корабль».
1
4 занятие «Этот День Победы»
- Беседа о подвигах солдат во время ВОВ; 1