Татьяна Николаевна Парсюк
Проект экологической направленности «Юный орнитолог»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - речевой (экологической направленнос]
Срок проекта : долгосрочный
Участники:
Дети;
Родители;
Педагоги.
Цель проект
Формировать познавательный интерес к миру природы;
Продолжать формировать правильное поведение в природе, умение вести в соответствии с её законами;
Темочки:
- Орнитолог
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Расширить знания детей по экологии посредством изучения жизни птиц, их разновидность, среде обитания и ближайшего их окружения через интеграцию образовательных областей, экскурсии, экспериментирование, художественное слово, игровую,а так же работу с родителями.
Интеграция образовательных областей
«Познание»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество»
«Физическая культура»
«Коммуникация»
«Музыка»
Этапы проекта :
Знакомство с птицами ближайшего окружения;
Знакомство с экосистемой – зимующие, перелетные птицы;
Знакомство с экосистемой - птицы жарких стран, северных районов
Актуальность:
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам. Которые окружают его. И с которым он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных существ. Такие знания в процессе обращения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия. Направленных на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
На протяжении дошкольных лет, ребенок, посещающий детский сад овладевает двумя категориями знаний.
Первая категория составляет те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они не редко хаотичны, бессистемны, случайны и порой искаженно отражают действительность.
Знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только на занятиях. Усвоение систематезированых знаний развивает у ребенка умения вычленять основные стороны действительности и увязывает их целостные знания о мире.
Устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребенка к школе.
Поэтому, я считаю, что развитие любознательности и познавательной активности у детей в настоящее время очень актуально.
Цель — формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. Отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи:
Формировать обобщенное представление о птицах как о наземно – воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.
Уточнить представления детей о знакомых птицах. Условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.
Дать понятие о перелетных и кочующих птицах. Закрепить названия птиц, их повадки, внешний вид.
Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
По очистке поляны, отказу от сбора редких цветов, растений, озеленению детского сада, «лечению» деревьев, кустарников; подкормке птиц в холодное время года.
Умения самостоятельных наблюдений, экспериментирования, анализа фактов, сравнения, обобщения, умения отражать свои впечатления от красоты природного окружения в речи, активной познавательной и продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
сформировано начала экологической культуры у детей;
сформировано осознано правильное отношение к объектам и явлениям природы,
экологическое мышление;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности (речевой, игровой, познавательной,
художественно продуктивной деятельности);
Этапы:
- I
Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.
-II этап
При разработке плана действий по достижению цели,выясняю, что дети знают о птицах,среде обитания,пользе (мониторинг). Фиксирую результаты. «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к ответам на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Учитываю возрастные особенности воспитанников.
Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.
Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: акции, чтение познавательных книг, энциклопедий, обращение к родителям, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, проявить гибкость в планировании. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Подчиняя свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем - как подготовительный этап к будущему.
-III этап
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играет экспериментальный уголок.
-IV этап
Проведение праздников: «День птиц», День Земли», «День животных», «Экологических досугов».
Презентация проекта для родителей и коллег.
Планирование на год работы проекта : «Юный орнитолог"