Валентина Морковкина
Проект в средней группе «Юный Эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект средней группы «Солнышко»
«Юный Эколог»
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»
Гвездослов.
Воспитатели : Гринкевич В. А.
Ткачнко А. В.
Публикация «Проект в средней группе „Юный Эколог“» размещена в разделах
«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», – заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков, разумно относится к природным ресурсам и их приумножению. Задача педагога: сформировать у детей ответственное отношение к природе, чувство сопричастности ко всему живому. Это сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и расти-тельного мира. Поэтому рядом должен быть воспитатель – источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем при-родном мире.
Цель:Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природной среде.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.
Актуальность и перспективность проекта, его значение длясовершенствования воспитательно-образовательного процесса
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является од-ной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного его поведения в будущем, когда он станет взрослым.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте природы.
В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.
Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при общении с природой, не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.
В своей работе мы рассматриваем вопрос воспитания экологической культуры через решение следующих задач:
- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, сохранение природы);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование таких нравственных качеств личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;
- формирование трудовых природоведческих навыков;
- экологическое просвещение родителей через разные формы работы.
Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, что-бы:
- передать детям опыт отношений человека с окружающей природой;
- сформировать потребность в общении с природой, интерес к исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных навыков: умение наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
- развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой.
Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Е. И. Сергеенко П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.
СЕНТЯБРЬ
1. Диагностика детей
2. Изучение литературы
Организационная образовательная деятельность Образовательная деятельность при проведении режимных моментов. Совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей
ОКТЯБРЬ
1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»
Цель: формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке
2.«Попробуем измениться»
Цель: познакомить детей с понятиями «мимика», «жест»
3.«1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть?»
Цель: развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке, формировать элементарные экологические представления
НОЯБРЬ
4.«Одну простую сказку хотим мы показать»
«Новоселье у зайчат»
«Репка»
5. Викторина «Какой характер у Земли»
Цель: формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно – следственные связи
6.«Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно»
Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок»
ДЕКАБРЬ
7. Подготовка ко «День Земли» Конкурс загадок о земле, воде, огне.
Цель: формировать у детей элементарные экологические представления
8.«День земли» Открытый урок
Цель:Формировать у детей представление об экономии электриества
Использование опытов на уроке
ЯНВАРЬ
9.«Как мы помогали зимовать птицам»
Цель: формировать представление об охране птиц
10.«Мы растем, растем, растем все о мире узнаем»
Цель: систематизировать знания об изменениях в живой и неживой природе
ФЕВРАЛЬ
11. Просмотр спектакля «Косолапый приходил, теремочек развалил»
Цель: совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки
12.«Польза овощей и фруктов»
Цель: уточнить знание об использовании овощей и фруктов в пищу
МАРТ
13.«Кто как готовился к зиме»
Цель:расширить знание о том, как некоторые животные готовятся к зиме
14.«Мир природы»
Цель: расширять знания о взаимодействии живой и неживой природы
15.«Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился»
Цель: совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки
АПРЕЛЬ
16.«Сочиняем новую сказку»
Цель: развивать детей творческое воображение
17.«Слава, слава Айболиту,слава,слава всем друзьям!»
Цель:развивать социальные навыки общения
МАЙ
18. Спектакль «Ослик огородник»
Цель: совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки
19. Викторина «Мы любим сказки»
Цель: закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев скзок
Посещение театрального зала в новом учебном году
- Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.
-Загадки о животных
-Игра «Театральная разминка»
-Рассматривание иллюстраций
-Создание календаря
(работа с родителями, создание карточек)
Пантомимические игры
-Творческая игра «Что за сказка?»
-Показ спектакля другим детям
-Игра «Земля-Вода-Воздух»
-Рассматривание репродукции картин художников – пейзажистов
-мультимедиа «Голоса птиц»
-Пальчиковые игры
-Интонационные упражнения
-отгадывание загадок
-игры-упражнения
-игра «Земля-Вода-Воздух»
-дидактическая игра «зажги лампочку»
- Привлечение родителей к вопросу экономии эллектричесва
-наблюдение за птицами
-чтение стихов рассказов о птицах
-просмотр призентации «Зимующие птицы»
-Опыт : «Лед,вода и пар»
опыты, исследовательская деятельность
-игра «Путешевствие в зимний лес»
-игра «Угадай героя»
-чтение сказки «теремок»
-отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок
-дидактические игры
-придумывание загадок
-сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»
-чтение рассказа Г. Скребицкого «Изчезли на зиму»
-динамическая игра «у оленя дом большой»
-определение погоды по приметам
-разгадывание загадок
-рисование животных разными способами
-прослушивание аудиозаписи «Голоса животных»
-характеристика персонажей сказки
-слушание сказки с музыкальными фрагментами
-характеристика персонажей
-знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик»
-сочинение продолжения сказки
-пантомимическая игра «Узнай героя»
-драматизация сказки «Айболит и воробей»
-Слушание песни М. Танича, В. Жаниского «Если с другом вышел в путь»
-распределение ролей
-определение игрового пространства
-повторное чтение сказки
-чтение скозок
-отгадывание сказок
-игры – соревнования
-Игра «Назови свое имя ласково»
-Творческие задания
Пантомимические загадки и упражнения
Создание эмоционально благоприятной атмосферы для других взаимоотношений
Картинки с мимикой, животными, атрибуты, элементы костюмов
Способствовать объединению детей в совместной деятельности
Создание условий для развития у детей исследовательской деятельности
Создание обстановки для положительного эмоционального настроя, погружение в сказочную атмосферу
Иллюстрации, книги, рисунки, дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Игры на закрепление знаний и природных сообществах, рассматривание фотографий, картин
Маски, иллюстрации, книги, физ минутки
Тематические книжки – раскаски, атрибуты театра «Вершки и корешки», альбомы, открытки, картины
Иллюстрации с изображением животных, репродукции картин о животных, игрышки, книги
Альбом «Животные и птицы Урала», разрезные картинки, домино, иллюстрации с изображением явлений природы
Иллюстрации, книги по теме, игрушки, персонажи театра
Сюжетные картинки, карточки с эмоциями, игры, упражнения по теме
Ряжение в костюмы, игра – загадка «Зеркало», книги о друзьях
Костюмы, атрибуты для театра, маски
Иллюстрации и книги на тему, набор персонажей для театра
Подготовить с ребенком оформление для
зала
Подготовить поделки на тему:
«Осенние фантазия»
Подготовка атрибутов для театра
Изготовление газеты «электричесво»
Изготовление карточек «Сохраним природ
у вместе»
Привлечение родителей к прогулке совме
стно с детьми в зимний лес
Помощь в создании уголка
Погулять в парке, рассказать ребенку о
правилах поведения в природе
Подготовить рассказ с ребенком о
птицах
Придумать с ребенком сказочную историю
Изготовление атрибутов к спектаклю
Чтение с ребенком любимых сказок
Вывод: работая по данному проекту у детей развиваются творческие способности, через показ спектаклей «Новоселье у зайчат», «Колобок», «Ослик огородник» и другие.
Ребята совместно с родителями в конкурсах «Осенние фантазия», составляли гербарий, сочиняли «Экологические сказки». С целью развития познавательных способностей у детей праведён ряд занятий, викторин, вечера загадок. Так же проведены совместные занятия с библиотекой, музеем, экологическим центром. Детям это работа доставляла радость и удовольствие.
Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Программное содержание:
• Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
• Закрепить понятие «зимующие» птицы.
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
• Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
• Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Дети поднимают рисунки.
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек.
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
• Кого угостим салом?
• Рябиной?
• Семечками?
• Кусочком яблока?