Елизавета Киселёва
Проект «Юный исследователь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Юный исследователь»
Вид: долгосрочный, исследовательский, познавательный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст. 5 – 6 лет
Срок: сентябрь 2018г. – май 2019г.
Актуальность: заключается в том, что познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию личности дошкольников: оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Игры-эксперименты обогащают память ребёнка, активизируют его мыслительные процессы, включают в себя активные поиски решения задач.
Публикация «Проект „Юный исследователь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Главное достоинство в том, что играя, дети получают реальные представления о различных сторонах живой и неживой природы, физических явлениях, предметах рукотворного мира.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».
Вот на этом и основано активное внедрение познавательно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками.
Цель проекта: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи проекта:
• Создать условия для разнообразной исследовательской деятельности детей.
• Расширить представления детей о живой и неживой природе через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе игр-экспериментов: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении игр-экспериментов.
• Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
• Воспитывать умение действовать самостоятельно и со сверстниками.
Предполагаемый результат: Данный проект позволит:
Расширить представления детей о живой и неживой природе, физических явлениях, предметах рукотворного мира; развить наблюдательность; формировать коммуникативные навыки.
Разработать педагогам цикл мероприятий по познавательно-исследовательской деятельности; обогатить предметную среду в группе.
Повысить компетентность родителей по познанию окружающего мира, экспериментальной деятельности, бережному отношению к природе. У родителей появится интерес к познавательно-исследовательской деятельности; гордость за своих детей; повысится авторитет педагогов, престиж дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта:
I этап. 1. Подготовительный (сентябрь 2018г.):
Изучение педагогической литературы по теме детского экспериментирования.
Анкетирование родителей.
Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
2. Организация предметно – развивающей среды.
Подбор методической, научно-популярной, иллюстративного и дидактического материала по данной теме. Создание картотеки экспериментов для детей старшей группы;
Пополнение основного оборудования и материала для оснащения уголка экспериментирования.
Разработка игр, способствующие реализации цели проекта, конспектов занятий с элементами экспериментирования.
Оформление консультативного материала для родителей.
II этап. Основной – проектная деятельность по решению проблемы (ноябрь 2018г. – май 2019г.):
1. Внедрение проекта:
Октябрь
1 неделя
«Наблюдения за туманом» (прогулка)
Игра-эксперимент «Брызгалки»
Игра-эксперимент «Игра цвета»
2 неделя
НОД «Поможем воде стать чистой»
«Грустный дождик» (прогулка)
Игра-эксперимент «Соревнование мыльных пузырей»
Дидактическая игра «Назови пользу воды»
Игра-эксперимент «Делаем фонтан»
3неделя
«Высота стояния солнца, движение его по небосклону» (прогулка)
Игра-эксперимент «Испытание кораблей»
Игра-эксперимент «Вырастим кристаллы»
Чтение сказки «Родник» Т. А. Шорыгиной
4 неделя
«Вытканы из кружев птицы - облака» (прогулка)
Игра-эксперимент «Наливаем – выливаем» (воздух)
Игра-эксперимент «Когда льется, когда капает»
5 неделя
«Листопад, листопад. Лес осенний конопат» (прогулка)
Игра-эксперимент «Вода – растворитель»
Игра-эксперимент «Вода – помощница»
Ноябрь
1 неделя
«Что такое осадки?» (прогулка)
Игра-эксперимент «Отпечатки»
Игра-эксперимент «Цветные брызги»
2 неделя
НОД «Упрямые предметы»
«Деревья и кустарники» (прогулка)
Игра-эксперимент «Волшебница бумага».
Игра-эксперимент «Борьба с наводнением»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
3неделя
«Птицы нашего участка» (прогулка)
Игра-эксперимент «Таинственные рисунки»
Игра-эксперимент «Вертушки»
Чтение сказки «Цыпленок Чик и кот Федот» Т. А. Шорыгиной
4 неделя
«Ветер воет на просторе» (прогулка)
Игра-эксперимент «Волшебная бумага»
Игра-эксперимент «Свойства бумаги»
Декабрь
1 неделя
«Первый снег» (прогулка)
Игра-эксперимент «Льдинки»
Игра-эксперимент «Почему айсберги не тонут?»
2 неделя
НОД «Волшебные стеклышки»
«Изменения в лужах» (прогулка)
Игра-эксперимент «Сыщики»
Игра-эксперимент «Звучащая монета»
Дидактическая игра «Живая – неживая природа»
3 неделя»
«Гололедица» (прогулка)
Игра-эксперимент «Снежные фигуры»
Игра-эксперимент «Волшебная соль»
Чтение сказки «Маленькие путешественницы» Т. А. Шорыгиной
4 неделя
«Украсим елочку цветными льдинками» (прогулка)
Игра-эксперимент «Поиск»
Игра-эксперимент «Цветные сигналы»
Январь
3 неделя
«Почему животным тепло зимой?» (прогулка)
Игра-эксперимент «Песок может двигаться»
Игра-эксперимент «Своды и тоннели»
Дидактическая игра «Выбери картинки с предметами из стекла»
4 неделя
«НОД «Путешествие в мир стеклянных предметов»
«Что ни день – то ранний вечер, а светает все поздней» (прогулка)
Игра-эксперимент «Песочные часы»
Игра-эксперимент «Песок хорошо пропускает воду»
5 неделя
«Следы на снегу» (прогулка)
Игра-эксперимент «Мир в цветном стекле»
Игра-эксперимент «Свойства стекла»
Чтение сказки «Как образовалась почва» Т. А. Шорыгиной.
Февраль
1 неделя
«Чем полезен холодный снег для растений?» (прогулка)
Игра-эксперимент «Волшебный шарик»
Игра-эксперимент «Чудо-расческа»
2 неделя
«Домашние животные зимой» (прогулка)
Игра-эксперимент «Теневой театр»
Игра-эксперимент «Рисование свечой»
Чтение сказки «Кролик и зайчиха» Т. А. Шорыгиной
3 неделя
НОД «Магнит – фокусник»
«Снегопад» (прогулка)
Игра-эксперимент «Испытание магнита»
Игра-эксперимент «Таинственные фигурки»
4 неделя
«Следопыты» (прогулка)
Игра-эксперимент «Магнитные узоры»
Игра-эксперимент «Собери металлические предметы»
Дидактическая игра «Притягиваются – не притягиваются»
Март
1 неделя
«Проталины» (прогулка)
Игра-эксперимент «Почему все падает на землю»
Игра-эксперимент «Наши помощники – глаза»
2 неделя
«Сосульки» (прогулка)
Игра-эксперимент «Слушай во все уши»
Игра-эксперимент «Как мы чувствуем запахи»
Дидактическая игра «Определи по слуху»
3 неделя
«Ледоход» (прогулка)
Игра-эксперимент «С водой и без воды»
Игра-эксперимент «На свету и в темноте»
Чтение сказки «Как скворец себе дом выбирал» Т. А. Шорыгиной
4 неделя
НОД «Ходит капелька по кругу»
«Небо. Облака» (прогулка)
Игра-эксперимент «В тепле и в холоде»
Игра-эксперимент «Путешествие капельки»
Апрель
1 неделя
«Небо. Планеты» (прогулка)
Игра-эксперимент «Лабиринт»
Игра-эксперимент «Мир тканей»
Чтение сказки «Волшебник с планеты Омега» Т. А. Шорыгиной
2 неделя
Небо. Звезды» (прогулка)
Игра-эксперимент «Почему в космос летают на ракете?»
Игра-эксперимент «На орбите»
Дидактическая игра «Этот загадочный космос»
3 неделя
«Кто как гнездо вьет» (прогулка)
Игра-эксперимент «Как устроены перья у птиц»
Игра-эксперимент «Без рук, без топора построена изба»
Чтение сказки «Как скворец себе дом выбирал» Т. А. Шорыгиной
4 неделя
НОД «Воздух-невидимка»
«Вольный ветер» (прогулка)
Игра-эксперимент «Ветер – это движение воздуха»
Игра-эксперимент «Прыгающая монета»
Май
1 неделя
«Солнце» (прогулка)
Игра-эксперимент «Воздух имеет вес»
Игра-эксперимент «Живая змея»
2 неделя
«Лекарственные растения» (прогулка)
Игра-эксперимент «Гром и молния»
Игра-эксперимент «Пламя загрязняет воздух»
Дидактическая игра «Назови одним словом»
3 неделя
«Погода» (прогулка)
Игра-эксперимент «Подводная лодка»
Игра-эксперимент «Где теплее?»
Чтение сказки «Южный ветерок» Т. А. Шорыгиной
4 неделя
НОД «Все обо всем»
«Предметы из разных материалов на нашем участке» (прогулка)
Игра-эксперимент «Откуда радуга берется?»
Игра-эксперимент «Цветное колесо»
2. Взаимодействие с семьей.
Помощь в подборе материала для реализации проекта.
Анкета для родителей
Консультации для родителей:
• «Роль творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
• «Развитие познавательной активности ребенка»
• «О развитии познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Беседа «Как организовать наблюдения за растениями в домашних условиях»
Устный педагогический журнал «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Рекомендации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
III этап. Заключительный (май 2019г.).
Оформление фотовыставки «Юные исследователи».
Ресурсы:
Кадровое обеспечение – группа должна быть обеспечена кадрами.
Методическое обеспечение – консультации, рекомендации, литература, пособия.
Финансовое обеспечение – администрация, родители.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет – 2011.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. – Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.