Александра Шейко
Консультация для педагогов «Наглядность и ее роль в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль наглядного материла достаточно весома в интеллектуальном и речевом развитии детей. Польза, по мнению К. Д. Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть наглядность одновременно развивает ум и речь.
Применение наглядных методов на занятиях в дошкольном учреждении очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников
Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
2. Виды наглядности
Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размера и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
3. Картины. Виды, значение
Рассматривание картин с младшего возраста - помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ, обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.
Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).
Предметные картины– на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. И наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например, (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова
На занятиях по развитию речи также используются и репродукции картин мастеров искусства:
· пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др. ;
· натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
4. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.
- Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое).
- Картина должна висеть на уровне глаз детей.
- Заранее подбирается указка или другие атрибуты.
- Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.
- Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.
- После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.
5. Требования, предъявляемые к картинам в младшем и старшем дошкольном возрасте
Младший возраст (3-5 лет).
Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.
Композиция картины должна быть простой т. е. картины одно плановые.
Количество персонажей от 1 до 4.
Старший возраст (5-7лет).
Содержание картин как правило детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.
- труд взрослых:
- дикие животные.
- композиция сложная, то есть многоплановая.
-количество персонажей может быть достаточно большим.
6. Дидактические материалы и пособия, используемые на занятиях по развитию речи детей
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. На занятиях по развитии речи большое внимание необходимо уделять дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Использовать следующие комплекты:
• предметных картинок по лексическим темам («Откуда хлеб пришел» «Овощи», «Фрукты» и т. д.);
• игрушек (образные, наборы);
• дидактических игр («Лото», «Домино» «Читай-ка» и т. д.);
• картинок для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
• пособий для развития мыслительных процессов (обобщения, отвлечения, анализа, синтеза) способность устанавливать логические связи и отношения.
Карточки с ответами ребенок может выкладывать в виде «дороги» через лес, горы и т. д. В дальнейшем он с помощью мелких сюжетных игрушек обыгрывает ситуацию. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в группах можно предусмотреть разные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, стендовый театр, плоскостные изображения предметов, костюмы для игр - драматизаций. Такие игры влияют на формирование всех сторон речи.
• Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.
При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого используются специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения.
• комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)
7. Графические модели и их роль в развитии речи детей
Графические модели — обобщают и систематизируют информацию в схематическом виде (мнемотаблицы, графики, пиктограммы). Мнемотаблицы особенно хорошо себя зарекомендовали при разучивании стихотворений: каждое слово или группу слов изображают в виде картинки, таким образом, всё стихотворение преобразуется в схематический ряд. Дошкольник, опираясь на графическую символику, расположенную в цепочке из квадратиков, воспроизводит текст стихотворения по памяти. Со временем ребёнок сам становится автором подобных стихотворных схем.
Заключение
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, вступать в речевое общение. Наглядный материал имеет особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Тем самым мы пришли к выводу, что наглядность на занятии по развитию речи способствует более быстрому развитию всех компонентов речи детей.