Юлия Мехонцева
Проект «Я — патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм - нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками.
Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.
Публикация «Проект „Я — патриот“» размещена в разделах
Цель: теоретически обосновать, разработать и определить результативность проекта «Я – патриот» как условие формирования основ патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по заявленной теме и определить основные понятия.
2. Подобрать диагностическую методику и определить уровень сформированонсти основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать проект «Я - патриот»
4. Обобщить результаты реализации проекта и сделать выводы.
Объектом исследования является процесс формирования основ патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является проект «Я – патриот» как условие формирования основ патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : родители, воспитатели, дети средней группы.
Возраст детей: 4-5 лет.
Ведущими критериями и показателями патриотизма являются :
Эмоционально - чувственный компонент: выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины.
Когнитивный: наличие представления о родном доме, семье, культуре семьи, проявление любознательности.
Мотивационный: желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности.
Практический: умение заботиться о родных и близких, понимание ровесников, оказание помощи окружающим.
Условия повлиявшие на результат:
1. Интегрированные занятия направленные на развитие патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.
2. Игровая деятельность.
3. Художественная литература по формированию патриотических чувств.
4. Совместная деятельность с родителями.
5. Совместная деятельность с детьми.
Основные этапы реализации проекта «Я-патриот»
№ Этап Содержание этапа
1. Ценностно-ориентированный этап Мотивация детей к проектной деятельности;
раскрытие значимости и актуальности темы;
формулирование проблемы;
введение детей в проблемную ситуацию.
2. Конструктивный этап Планирование объединения рабочих групп;
поиск литературы;
помощь в планировании этапов в проектной деятельности;
стимулирование поисковой деятельности детей.
3. Практический этап Осуществляется координация деятельности детей;
консультирование по возникшим вопросам;
стимулирование деятельности.
4. Заключительный этап Педагог оказывает помощь в оформлении проекта;
подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта.
5. Презентационный этап -Подготовка экспертов;
-организация проведения презентации.
6. Оценочно-рефлексивный этап -Стимулирование детей к самоанализу и самоаценке.
Система и последовательность проекта Я - патриот по патриотическому воспитанию представлена в блоках:
«Страна, её столица, символика» этот блок представляет собой знакомство со столицей России, с основной символикой государства. В этом блоке воспитание любви к Отечеству сочетается непосредственно с формированием доброжелательного отношения к другим народам, населяющим страну, и соблюдением традиций собственного народа, развития уважения к ним.
«Родной город» это блок, который направлен на знакомство дошкольников с детским садом, с родной улицей, по которой они идут в детский сад, с городом в котором они живут. В этом направлении работа организована так, что дети узнают, чем славен родной город, знакомство с историей, памятниками, традициями, лучшими людьми города. В среднем дошкольном возрасте продолжается непосредственное знакомство ребенка с родным краем: «Город это частица Родины». Процесс зарождения любви к своей «малой Родине» является важным патриотическим чувством, которое пройдя целый ряд этапов, постепенно поднимается до осознанной любви к своему Отечеству.
Блок «Моя семья» направлен на формирование понятия «значимость семьи» не только как части жизни ребенка, но и как части жизни в государственной политике России. Важно, чтобы развивалось чувство Родины, которое начинается у ребенка с его отношения к своей семье, к самым близким людям: к маме, к папе, братья, сестрам, бабушке, дедушке.
Работа в данном направлении заложила основы понимания в следующих аспектах:
- в познании того, что корни каждого человека находятся в истории и традициях его семьи;
- семья – это основная ячейка общества, которая является хранительницей национальных традиций;
- счастье семьи зависит от счастья и благополучия всего народа.
Программа работы с родителями по теме «Я –патриот»
Этап Форма работы Цель
Диагностический Анкетирование «Роль патриотического воспитания в развития личности ребенка в дошкольном возрасте».
Опрос, беседы с родителями.
Выявить запросы родителей по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Теоретический Конференция для родителей «Как воспитывать маленького патриота».
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства»
Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей» Повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Практический Макет – модель «Русская изба»;
макет – модель «Ласточкино гнездо», «Кремль».
Совместная деятельность
Укрепление детско-родительских отношений.
Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.