Надежда Глотова
Проект «Юные исследователи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
№4 «Незабудка»
Актуальность проекта.
«Расскажи- и я забуду. Покажи-и я запомню, дай попробовать -я пойму»
КОНФУЦИЙ
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Публикация «Проект „Юные исследователи“ в старшей группе» размещена в разделах
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества, как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
3. Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Структура проведения игры– экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий).
Содержание
Ноябрь
I этап. Подготовительный (Организационный)
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности «Уголок экспериментирования».
Декабрь-апрель
II этап. Внедренческий
1. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
2. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей
Апрель
III этап. Итоговый. (Обобщающий)
1. Определить эффективность проведённой работы
2. Провести анализ полученных результатов
Работа с родителями.
Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментируем дома».
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
Ноябрь
Тема: «Воздух - невидимка»
Беседа :«Невидимка-воздух». Дать представления о воздухе, его предназначении.
Тема: «Волшебный воздух»
Занятия-экспериментирования: «Веселая полоска», «Поиск воздуха»
Декабрь
Тема :«Волшебница - Вода»
Занятия-экспериментирования: «Окрашивание воды», «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Закрепить знания о свойствах воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются;
Тема: «Испытание магнита»
Занятия-экспериментирования: «Волшебный материал». Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Пирожки для Мишки».
Познакомить детей с физическим явлением (магнетизмом, магнитом и его особенностями.
Январь
Тема: «Снежок»
Опыт со снегом. Понять, почему в емкости со снегом накрытым полотенцем снег тает медленнее.
Тема: «Свойства льда» «Изготовление цветных льдинок»
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности
Тема: «Круговорот воды»
Дать детям первые представления о круговороте воды в природе, используя чайник с горячей водой; показать данное явление с помощью иллюстрации.
Февраль
Тема: «Электрический театр»
Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.
Тема: «Окрашивание бумаги»
Закрепить свойства бумаги, дать представление о природных красителях.
Тема: «Мыльные пузыри»
Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги; объяснить, почему они летают.
Март
Тема: «Посадка чеснока»
Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Тема: «Чудеса растений» Занятия-экспериментирования: «Хитрые семена», «Что любят растения?». Создание «Огорода на окне».
Апрель
Тема: «Извержение вулкана»
Опыт «Извержение вулкана» на макете.
Тема: «Плесень»
Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков, нужны определенные условия.
Тема: «Земля наш общий дом»
Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус».
Результаты:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности, «Уголок экспериментирования».
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Фотоотчет