Василина Тарасун
Проект «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юные исследователи»
1. Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Публикация «Проект „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Подьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы, дети 5 -7 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
3. Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры– экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий).
4. Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь Диагностика «Я - человек» Занятия-экспериментирования: «Вкусовые зоны языка», «Угадай по запаху», «Откуда берется голос», «Рукам своим не верю».
ФЦКМ «Я среди людей». Наблюдение за играми старших ребят, за работой дворника, за младшим воспитателем. Экскурсия в пищеблок, медкабинет.
Октябрь «Волшебный воздух» Занятия-экспериментирования: «Веселая полоска», «Поиск воздуха», «Танец горошин», «Делаем облако».
Познавательно-исследовательская ситуация «Волшебный воздух».
Ноябрь «Вода-волшебница» Занятия-экспериментирования: «Окрашивание воды», «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Познавательно-исследовательская ситуация «Прятки» - с водой.
Декабрь «Чудеса песка и глины» Занятия-экспериментирования: «Посадим дерево», «Волшебный материал». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Пирожки для Мишки».
Январь «Снег-снежок» Эксперимент «Замершая вода».
Опыты со снегом и льдом.
Февраль «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» Занятия-экспериментирования: «Необычные кораблики», «Волшебная рукавичка», «Чудесные спички». Эксперимент «Магнит».
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства».
Март «Чудеса растений» Занятия-экспериментирования: «Хитрые семена», «Что любят растения?». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание паспорта «Комнатные растения» и «Деревья». Создание «Огород на окне».
Апрель «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Занятия-экспериментирования: «Черное - белое», «Солнечные зайчики», «Радуга».
Наблюдение за солнцем. Рисование «Радуга».
Май Диагностика
Продукт проекта : открытое занятие на Дне Открытых дверей «В мире животных».
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь Диагностика
Октябрь «Воздух - невидимка» Беседа: «Невидимка-воздух».
Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Дидактическая игра «Свойства воздуха».
Ноябрь «Вода-волшебница» Беседа: «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».
Декабрь «Снег - снежок» Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.
Прогулка «Следы на снегу». Изготовление елочных украшений «Замерзание воды». Работа в экологическом дневнике.
Январь «Я - человек» Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».
Работа в экологическом дневнике.
Февраль «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» Беседа: «Волшебные» свойства магнита.
Эксперименты:
«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».
Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).
Март «Чудеса растений» Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).
Апрель «Земля наш общий дом» Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».
Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»
Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).
Май «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».
Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.
Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).
Диагностика
Продукт проекта : КВН «Мы - экспериментаторы»
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основное оборудование и материалы:
Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
6. Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
7. Мониторинг реализации проекта.
Диагностический инструментарий
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников была использована Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л. Н)
Ребенку демонстрировались картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагались выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.