Наталья Тихонова
Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе «Юные исследователи или Фиксики спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Конспект занятия по природному миру
в подготовительной группе
«Юные исследователи»
Разработано:
воспитатель Тихонова Н. С.
Цель: Обогащение опыта практической и природоохранной деятельности детей.
Задачи: Расширять и углублять знания детей о свойствах воды, об экологических проблемах и последствиях деятельности человека в природе.
Публикация «Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе „Юные исследователи или Фиксики спешат на помощь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Активизировать и развивать словарный запас детей, умения устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: просмотр видеороликов, проведение элементарных опытов, беседы, рассматривание энциклопедий и иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: глобус; мультимедийное оборудование, ноутбук, сотовый телефон; баночки с солёной водой, ватные диски, ватные палочки, салфетки, шприцы без игл по количеству детей; свеча, ложка, спички; таз с солёной водой, железное, пластиковое, пенопластовое кольца.
Ход занятия:
1 часть
В: Ребята, садитесь поудобнее, начинаем наше занятие.
- Как называется наша планета? (Земля)
Правильно, Земля. Это единственная планета в солнечной системе, на которой есть суша и вода. Как называется модель земли? (Глобус).
Почему глобус разноцветный? (дети рассуждают)
Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Они богаты растительным и животным миром.
Раздаё тся звук: ВАМ ПРИШЛО ПИСЬМО НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ
В: Интересно от кого? Давайте послушаем! (делает вид, что открывает на компьютере электронную почту. Появляется картинка семьи Фиксиков)
Ф: Здравствуйте ребята! Мы только что вернулись из экспедиции на морское дно. Там произошла настоящая катастрофа. Танкер, перевозивший нефть, получил пробоину и нефть разлилась по морю. Мы не знаем что делать. Мы просим помощи!
В: Ребята, мы можем как-то помочь? Как? (предположения детей)
Как мы сможем передвигаться под водой? Какой транспорт нам поможет? (подводная лодка). Отлично, занимаем места в подводной лодке, задраить люки, начинаем погружение! (садятся на стульчики, на экран выводится видео опускающейся подводной лодки).
2 часть
Появляется на проекторе изображение и звук моря, его морских обитателей.
В: Ребята, посмотрите какой красивый вид в иллюминаторе!
Сколько водорослей разных, звезд, медуз и рыб прекрасных.
Ламинарии, ежи и ракушки хороши!
Дети немного любуются.
Раздаётся сигнал «SOS» и изображение морской катастрофы.
В: Ребята, вот это место, о котором говорили Фиксики, где произошла катастрофа! Скорее, скорее в подводную лабораторию Фиксиков, там всё готово для наших исследований.
Дети садятся за столы, на которых стоят пробирки с морской водой, стёклышки, свеча, увеличительные стёкла и пр.
В: Сначала нам нужно исследовать морскую воду.
Опыт №1. Как вы думаете морская вода какая на вкус? (солёная). Давайте убедимся в этом! Возьмите все по одноразовой палочке, обмакните её в колбочку с водой и лизните (дети пробуют). Ваше предположение было верным? (да)
Опыт №2. Проводит воспитатель.
А как ещё можно доказать, что в морской воде есть соль? (дети думают, рассуждают)
Сейчас мы проведём опыт, который называется выпаривание. Нам понадобится свеча, спички, ложка. Я зажигаю свечу, в ложку наливаю немного воды из своей колбочки и подношу к огню. Ребята, что происходит? ( Дети смотрят и комментируют: вода кипит, испаряется, в ложке остаётся соль). Соль может растворятся в воде.
Опыт №3. А есть вещества, которые в воде не растворяются. Капните все по капельке масла в свои пробирки. Что вы видите? (масло плавает сверху). Нефть, бензин, отходы промышленных предприятий, жирные вещества не растворяются в воде, а плавают сверху. Рассмотрите пятно через лупу.
А теперь представьте себе, что происходит с морем, когда в него тоннами попадают вредные вещества, например во время кораблекрушения, катастрофы, аварии, когда танкеры или корабли получают пробоины? (дети размышляют, высказывают свои предположения). Правильно, море становится грязным и ядовитым, потому что покрывается жирной плёнкой, которая не даёт проникнуть кислороду вглубь моря. А кислород нужен всем живым организмам, им дышат рыбы и другие морские обитатели. Без кислорода они начнут задыхаться и могут погибнут.
Как убрать масляные пятна? (дети думают, предлагают свои решения).
Воспитатель предлагает ватные диски, палочки, маленькие лопаточки, шприцы и дети убирают масло из своих пробирок.
В: Отлично ребята! Но ведь наши баночки маленькие, а море большое. Представим себе, что этот таз море, масла нальём больше. Что происходит с масляным пятном? (Жирное, большое, расплывается). Нужно его остановить. Что делать? Не знаю. Помогайте!
Очень важно остановить расползание масляного пятна по воде и собрать его. Как это можно сделать в море? (собрать насосами, поставить ограждения).
Дети пробуют установить ограждения из разных материалов: пенопласта, пластика, железа, убирают масло из таза шприцами, остатки - тканью. Находят наиболее оптимальный вариант, рассуждают.
В: На этом маленьком опыте мы с вами решили экологическую катастрофу. А теперь нам нужно послать ответ Фиксикам и рассказать, что нужно сделать, чтобы очистить море от масляного пятна. Фиксики ждут нашей помощи. Я включу диктофон и мы запишем ваши ответы. (Включает на телефоне диктофон)
- Вероника, как ты считаешь, с чего нужно начать?
- А ты, Серёжа, что скажешь?
- Саша, какой на ваш взгляд, самый удачный способ?
А теперь отправляем наше сообщение. (Делает вид, что отправляет. Приходит ответ, что сообщение получено, а на монитор выводится изображение Фиксиков, которые благодарят детей за помощь)
3 часть
Пришло время возвращаться. Садитесь в нашу подводную лодку, начинаем всплывать! (на мультимедиа выводится видео всплытия подводной лодки). Выходите, пойдёмте, немного пройдёмся по берегу. Ой, а что это? (лежат консервные банки, фантики, бутылки). Здесь же невозможно гулять. Откуда столько мусора? (люди отдыхая, бросают его в воду или оставляют на берегу). Мы можем что-то сделать? (Дети под музыку собирают в мусорные мешки бумагу, банки, фантики). Ребята, а вы тоже после отдыха оставляете мусор?
Молодцы, ребята. Мы сегодня и Фиксикам помогли справиться с катастрофой, и берег очистили от мусора. Наше маленькое путешествие закончилось. На память о нём я хочу подарить вам подарок – эти медали.
Самоанализ занятия :
Целью моего занятия было обогащение опыта практической и природоохранной деятельности детей.
В ходе занятия решались задачи : Расширять и углублять знания детей о свойствах воды, об экологических проблемах и последствиях деятельности человека в природе. Активизировать и развивать словарный запас детей, умения устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
На занятии использовались следующие методы и приё мы: диалог с детьми, совместное погружение в практическую деятельность, наблюдения, использование ИТК, постановка задания, контроль, анализ результатов. Это способствовало активизации внимания и интереса детей.
Длительность занятия соответствовала возрастным нормам.
На мой взгляд, поставленные цели и задачи достигнуты, дети усвоили предложенный материал, справились с практическими заданиями.