Марина Пахалуева
Проект «Юные интеллектуалы» с использованием развивающих игр В. Воскобовича в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Юные интеллектуалы»
Актуальность проекта.
Общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены прежде всего, на формирование человека XXI века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.
Публикация «Проект „Юные интеллектуалы“ с использованием развивающих игр В, Воскобовича в старшей группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления.
Развивая мышление ребенка на каждом возрастном этапе, создается как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать «в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в ненужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
У детей, играющих с играми Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Ведь неплохо, когда у детей развивается понятливость и формируется довольно высокий интеллект. Это происходит примерно с такой закономерностью: сначала ребенок имеет интеллект ниже среднего, но по мере занятий по методу Воскобовича его интеллект меняется на глазах и растет. Сначала к среднему уровню интеллекта, затем к нормальному, затем к высокому, очень высокому и, наконец, интеллект ребенка становится превосходным.
Цели образовательной деятельности с использованием игровых материалов В. В. Воскобовича :
Развитие у ребёнка познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у ребёнка образного и логического мышления.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
Развитие мелкой моторики рук.
Данный проект направлен на интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста. В нём представлено перспективное планирование работы с детьми с использованием инновационной технологии и план работы с родителями. Реализация проекта осуществляется при сочетании игровых методов и методов прямого обучения.
Цель проекта -создание необходимых условий для развития логического мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе инновационных технологий, а именно элементы игровой технологии В. Воскобовича.
Задачи проекта :
• Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта.
• Создать условия для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста с использованием инновационной технологии.
• Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в развитии логического мышления детей среднего дошкольного возраста.
• Разработать план работы с использованием инновационных технологий на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
• Организовать образовательное игровое пространство через обновление предметно-развивающей среды.
Тип проекта –познавательный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации:
Подготовительный (сентябрь 2018 г.).
Цель: создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной (октябрь 2018 г. – апрель 2019 г.).
Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Итоговый (май 2019 г.).
Цель: анализ полученных результатов. Презентация проекта.
Сроки реализации проекта : проект долгосрочный (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.).
Ожидаемый результат проекта :
Образовательный аспект.
• Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков.
• Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект.
• Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
• Развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.
Воспитательный аспект.
• Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Этапы работы по проекту
1. Подготовительный этап (01.08.2018 –31.09.2018).
Методическое сопровождение:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и проанализироватьметодическую литературу.
3. Составить перспективный планработы с детьми.
4. Разработать серия форм образовательной деятельности с детьми.
5. Разработать комплекс упражнений.
6. Провести диагностическое обследованиелогического мышления детей.
Создание развивающей среды :
1. Приобрести и изготовить игры.
2. Создать в группе «Центр интеллектуального развития».
3. Разработать пособия по развитию познавательного интереса.
Работа с родителями:
1. Провести анкетирование.
2. Составить перспективный план работы с родителями.
3. Провести мастер-класс.
4. Разработать информационные буклеты.
5. Разработать памятки, рекомендации.
2. Основной этап (01.10.2018-30.04.2019).
Мероприятия проекта
Месяц Мероприятия с детьми
Сентябрь Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» -конструирование по схемам «Домик», «Конфета».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие мыслительных операций.
Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный» - одноцветные фигуры.
Цель: углублять знания детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, внимание.
Игра «Волшебная восьмёрка 1» - конструирование цифр по шаблону из одноцветных деталей.
Цель: знакомство с новой игрой.
Октябрь Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - конструирование по схеме «Летучая мышь».
Цель: составление фигур с опорой на схему.
Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный» - двухцветные фигуры.
Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, память.
Игра «Прозрачный квадрат».
Цель: познакомить детей с задачами на анализ геометрических фигур, соотношение целого ичасти.
Ноябрь Игра «Прозрачный квадрат».
Цель:учить складывать квадраты из различных частей и самые разные фигурки. Развивать внимание, мышление.
Игра «Прозрачный квадрат» - настольная игра «Вертикальное домино».
Цель: познакомить с новой игрой, учить мыслить пространственными образами, умению комбинировать фигуры.
Игра «Волшебная восьмёрка» - конструирование по словесной модели.
Цель: научить детей запоминать порядок цветов радуги.
Декабрь Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - фигуры «Конверт», «Семафор».
Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный» -трёхцветные фигуры.
Цель:развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, память, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Игра «Волшебная восьмёрка».
Цель: научить конструировать цифры, пользуясь считалкой.
Январь Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - более сложные схемы «Мышка», «Ёжик».
Игра «Волшебная Восьмёрка».
Цель: Упражнять в складывании цифр из разноцветных палочек, добавляя или удаляя определённые элементы с помощью считалки.
Игра «Прозрачный квадрат» - игра «Волшебный мешочек».
Цель: назвать невидимые льдинки и описать их.
Февраль Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - фигура «Звёздочка».
Цель: учить работать по более сложным схемам.
Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный».
Цель: закреплять навыки складывания фигур по схемам, развивать образное мышление, умение выявлять наличиенескольких признаков (цвет, форма).
Игра «Прозрачный квадрат» - складывание фигур по схемам.
Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую.
Март Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» -фигуры «Лодочка», «Самолётик».
Цель: сложить предметные формы, назвать, сочинить описательный рассказ.
Игра «Прозрачный квадрат» - игра «Кто быстрее сложит девять квадратов».
Цель: развитие логического мышления, умения формулировать задачу.
Игра «Волшебная восьмёрка 1»- сколько предметов? (выложить цифры).
Цель: закрепить знания цифр, развивать внимание, умение сравнивать и анализировать.
Апрель Игра «Прозрачный квадрат» - настольная игра «Вертикальное домино».
Цель:учить мыслить пространственными образами, умению комбинировать фигуры.
Игра «Волшебная восьмёрка 1» - мысленное создание словесных моделей.
Цель: учить детей запоминать и считать количество цифр, у которых есть части определённого цвета.
Игра «Прозрачный квадрат» - шуты сочиняют новые забавы для короля.
Цель: развитие логического мышления, умения придумать новые фигуры, сложить и назвать их.
Май Игра «Прозрачный квадрат» - показ предметов.
Цель: развитие умения выложить точно такой же предмет из «льдинок».
Игра «Волшебная восьмерка».
Цель: развитие умения шифровать цифру с помощью считалки «кохле-охле…».
Игра «Игровизор» - выделение фигур, обводка по контуру.
Цель: познакомить детей с новой игрой, вызвать интерес к приобретению новых знаний.
Игра «Геоконт».
Цель: познакомитьс новой игрой.
Месяц Мероприятия с родителями Цель деятельности
Сентябрь Консультация «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе». Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления.
Октябрь Советы для родителей «Игры своими руками». «Развивающая предметная среда дома», Дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников.
Ноябрь Изготовления пособия "Геоконт" Дать родителям ряд рекомендаций для создания игры
Декабрь Индивидуальные консультации для родителей о выборе игр. Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей.
Январь Буклет «Игры Воскобовича – гимнастика для ума». Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх.
Февраль День открытых дверей. Показать наглядную модель организации и проведения игр на развитие логического мышления.
Март Мастер-класс «Головоломки Воскобовича». Побудить родителей обратить внимание на многообразие логических игр и конструкторов, научить их выбирать полезные, развивающие мышление и память детей, игры.
Апрель Игра «Мегамозг». Повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе.
Май Родительское итоговое собрание «Нужно ли развивать мыслительную деятельность детей?».
Анкетирование Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по развитию логического мышления детей.
3. Заключительный этап (01.12.2017 - 31.05.2017).
Месяц Мероприятия
Декабрь
Проведение открытого мероприятия непрерывной образовательной деятельности с включением элементов игровой технологии В. Воскобовича.
Цель: упражнять детей в умении умения превращать квадраты Воскобовича и «нетающие льдинки» в разные фигуры, и трансформировать «Восьмерку».
Март Подведение итогов по реализации проекта.
Цель: мастер-класс для городского педагогического сообщества по развитию интеллектуальных способностей детей 5-6 лет на основе игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Апрель-май Итоговая диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель: оценка эффективности проекта.
Июнь-июль Планирование работы на следующий учебный год по играм В. Воскобовича «Змейка», «Игровизор», «Геовизор».
Цель: подготовка предметно-развивающей среды к новому учебному году.
Список литературы
1. Бондаренко. Т. М. Развивающие игры в ДОУ : конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : практ. пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Метода, 2013.
2. Воскобович В. В. Волшебная восьмёрка. Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «РИВ», 2005.
1. Воскобович В. В. Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава, или Сказка об удивительном Геоконте. Методическая сказка. – СПб: ООО «РИВ», 2006.
2. Воскобович В. В. Тайна Ворона Метра. Методическая сказка. – СПб: ООО «РИВ», 2007.
3. Воскобович В. В. Нетающие Льдинки Озера Айс, или Сказак о Прозрачном Квадрате. Методическая сказка. – СПб: ООО «РИВ», 2006.
4. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллеюу-ально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб. : ООО «РИВ», 2007.