Анастасия Козина
Проект «Юные финансисты» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Финансовая грамотность»
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Юные финансисты“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Финансовая грамотность».
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.
Задачи: - формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте);
- учить играть в настольные игры, соблюдая правила игры; организовывать сюжеты ролевых игр;
- формировать первичные экономические представления об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;
- знакомить детей с художественным творчеством народными сказками и пословицами, с историей денег
- закреплять понятия «лень» и «труд»;
- закреплять навыки ручного труда при изготовлении поделок способом оригами и художественно – эстетического развития;
- развивать экономическое, логическое мышление дошкольников; речевую активность, умение выстраивать предложения при ответе на вопросы по содержанию художественных произведений и беседе; тактильные ощущения;
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Срок реализации проекта : один месяц.
Ожидаемые результаты: дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Продукты проекта :
- игротека «Финансовая грамотность дошкольников» : «Чудесный мешочек», «Сундучок пословиц», «Миллионер», «Акулы бизнеса», «В магазин за покупками»;
- финансовые и русские народные сказки, загадки, пословицы;
- методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
- план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
- подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;
Основные этапы реализации проекта «Финансовая грамотность»
I этап – подготовительный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме проекта.
II этап – основной, практический :
• реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – завершающий:
• игротека «Финансовая грамотность дошкольников» : «Чудесный мешочек», «Сундучок пословиц», «Миллионер», «Акулы бизнеса», «В магазин за покупками»;
• финансовые и русские народные сказки, загадки, пословицы;
• методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
• план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
• - подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.
Перспективный план реализации проекта
«Финансовая грамотность».
1неделя
Понедельник
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности, как экономическая категория, основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»
2. Демонстрация детям слайд - презентации «История денег».
3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин».
4. Дидактическая игра «Таблица расходов»
5. Чтение финансовой сказки «История одной реки»
Вторник
1. Беседа «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)
2. Чтение р. н. сказки «Три поросёнка»
3. Беседа «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)
4. Дидактическая игра «Груша – яблоко».
Среда
1. Беседа «Что такое труд?» ( Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
2. Дидактическая игра «Что сделано руками человека?»
3. Чтение р. н. сказки «Петушок и два мышонка» ( раскрыть понятия: труд и лень)
Четверг
1. Беседа «Как выглядят деньги». (Знакомство с внешним видом денег).
2. Просмотр мультфильма «Уроки совы - Что такое деньги?»
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
4. Дидактическая игра «Самостоятельная покупка».
5. Образовательная деятельность занятие тема: «Знакомство с деньгами».
Пятница
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?» (Формировать понятие, что без учёбы нет умений)
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)
3. Рисование «Моя будущая профессия».
4. Дидактическая игра «Мини банк».
2 неделя
Понедельник
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Дидактическая игра «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
3. Настольно - печатная игра «Миллионер»
Вторник
1. Беседа на тему «Как возникают потребности».
2. Настольная игра «Ассоциации» - (необходимость предметов в различных ситуациях).
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». (Предмет и профессия)
4. Сюжетно - ролевая игра: «Семья», «Путешествие на машине».
5. Чтение финансовой сказки «Домашнее хозяйство»
Среда
1. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
2. Дидактическая игра «Кто что делает?»
3. Сюжетно - ролевая игра: «Парикмахерская».
4. Чтение р. н. сказки «Скатерть, баранчик и сума»
Четверг
1. Беседа «Денежные знаки разных стран». Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги.
2. Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».
3. Путешествие в Страну профессий. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
4. Дидактическая игра «Услуги и товары».
5. Образовательная деятельность занятие тема: «Магазин Детский мир»
Пятница
1. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи)
2. Дидактическая игра «Кто кем работает».
3. Чтение сказки А. Толстого «Буратино» - обсуждение поступков героев.
4. Выставка рисунков «Сказки и деньги».
3 неделя
Понедельник
1. Беседа «Чего нельзя купить за деньги».
2. Просмотр мультфильма «Уроки совы - Что такое деньги»
3. Ручной труд оригами «Кошелёк»
Вторник
1. Беседа «Кем я хочу стать и почему?»
2. Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.
3. Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше продолжает»
4. Чтение финансовой сказки «Золотая репка»
Среда
1. Беседа «Всякая вещь трудом создана». Создать условия для воспитания ценностно – оправданного отношения к предметному миру как к результату труда людей.
2. Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
3. Дидактическая игра «Магазин покупок».
4. Настольно – печатная игра «За покупками»
5. Образовательная деятельность занятие тема: «В гостях у сказок»
Четверг
1. Беседа «Что такое реклама?» Дать представления о рекламе, о ее назначении. Развивать интерес и положительное отношение к рекламе. Учить правильно воспринимать рекламу
2. Конкурс рисунков «Моя реклама».
3. Решение финансовых задач и отгадывание загадок.
4. Дидактическая игра «Услуги и товары»
Пятница
1. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
2. Викторина «Кто знает больше профессий».
3. Чтение финансовой сказки «Хранители бюджета».
4. Дидактическая игра «Совместные покупки».
4 неделя
Понедельник
1. Дидактическая игра «Какие бывают доходы?» Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов.
2. Настольно - печатная игра «Акулы бизнеса».
3. Чтение и раскрашивание раскраски «Как сорока карту потеряла».
Вторник
1. Беседа «Кем быть? Что я сейчас могу?» Создать условия положительной мотивации к трудовой деятельности у каждого ребенка группы. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
2. Дидактическая игра «Что сегодня я куплю» Закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продается и не покупается.
3. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
Среда
1. Дидактическая игра «Я хочу». Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.
2. Проблемная ситуация «Самая важная профессия»
3. Сюжетно-ролевая игра: «Кафе».
4. Чтение р. н. сказки «Мужик и медведь»
Четверг
1. Беседа экскурсия в «Магазин»
2. Дидактическая игра «Изобретаем деньги будущего». Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.
3. Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет»
4. Чтение финансовой сказки «Золотое яйцо»
Пятница
1. Игровая ситуация «День рождения Кати».
2. Составление рассказа «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех»
3. Сюжетно - ролевая игра «Семья».
4. Чтение финансовой сказки «Мишин магазин».
5. Дидактическая игра «Размен».
Перспективное планирование реализации проекта
«Финансовая грамотность» с родителями
Формы работы с родителями:
1. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Консультации, буклеты.
4. Презентации для родителей.
Консультации и рекомендации для родителей:
1. Ширма – раскладушка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
2. Буклеты «Как можно сэкономить деньги», «Экономика для детей и родителей».
3. Совместная художественная деятельность «Моя копилка».
Рекомендации для родителей.
• Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
• Возьмите ребенка в банк.
• Поговорите с детьми о вложении денег.
• Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
• Научите детей зарабатывать деньги.
• Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
• Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
• Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
• Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
• Будьте для ребенка примером.
Вывод:
В итоге реализации проекта дети старшей группы смогут :
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
денежные средства и пр. ;
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки. ,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.