Надежда Романова
Проект «Юные финансисты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Если хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Актуальность проекта:
Экономическое воспитание финансовая грамотность является одной
из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.
Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи,
Публикация «Проект „Юные финансисты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
а именно: ходят с родителями в магазин за покупками, сталкиваются с деньгами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим
к трудностям в вопросах экономического воспитания, встречающихся
в реальной жизни. Поэтому обучение основам экономических знаний
необходимо начинать уже в детском саду.
В ходе образовательной деятельности у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, воспитывается отношение к собственному труду, а также закладываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях: торговля, купля - продажа, кредит и т. п., о доходах: заработная плата, пенсия и расходах, о денежных знаках: монета, купюра России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые должны объяснить детям, что для того, чтобы купить то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги, и почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам,
Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят: одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения
к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания едущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение
у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги.
Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Процесс формирования экономических представлений осуществляется
в различных видах детской деятельности, разными методами: игровые,
практические, наглядные, словесные и формами работы: экспериментирование,
проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций.
Проблема: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Вид проекта: информационно - познавательный
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети 5 - 7 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта:
- формировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи проекта:
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- активизировать познавательную деятельность, развивающую основы
финансовой грамотности, посредством разнообразных видов детской
деятельности;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- проявлять интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых
отношений посредством игровых действий;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывать
и разумно их использовать;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,
носящих экономический характер: покупка в магазине, плата за проезд
в транспорте и т. д.
Участие родителей в реализации проекта:
- познакомить родителей с целями и задачами проекта;
- активизировать родителей к совместной деятельности;
- анкета для родителей «мой ребенок и финансовая грамотность»;
- консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»;
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»
- викторина «По дорогам финансовой грамотности»;
Домашнее задание:
- экскурсия родителя с ребенком в магазин - фотоотчет;
- совместная деятельность детей и родителей - рисование «Магазин»;
- беседа «Как я коплю деньги дома»;
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
- сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше
зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
- деньги любят счет: дети должны уметь считать деньги, например,
сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине;
- финансы нужно планировать: приучаем вести учет доходов и расходов
в краткосрочном периоде.
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
- определить цель и задачи проекта;
- подготовить наглядно - дидактический материал по теме проекта;
- подобрать методическую и художественную литературу по теме проекта;
- создать развивающую среду по теме проекта;
- разработать комплексно - тематический план работы;
- привлечь родителей к участию в проекте.
2 этап - практический: реализация проектных мероприятий
- НОД, беседы, чтение худ. литературы, игровые ситуации, сюжетно - ролевые, дидактические игры, физ. минутки; викторины, выставка, использование ИКТ.
3 этап - заключительный:
- оформление выставки детских работ;
- итоговое занятие «Путешествие в страну Экономика»;
- презентация проекта «Юные финансисты».
Заключение:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические
понятия: деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр. ;
- иметь представления о том, что зарплата - это оплата за количество и качество
труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей - это аванс детям в расчете
на их будущий труд.
- понимать, что сначала зарабатываем - затем тратим;
- осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут
остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы
для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того,
насколько трудно его изготовить;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив,
навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- осознавать главные ценности - жизнь, отношения, радость и здоровье близких
людей - за деньги не купишь;
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке - копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ;
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2011
2. Архипова Е. А. Экономическое воспитание детей:
В системе дошкольного образования // Пралеска. 2000. № 6.
3. Глазырина Л. Д., Зайцева Н. В., Теленченко В. М. Экономическое
воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы. Мозырь: Содействие, 2006
4. Левчук З. К. Нравственно - экономическое воспитание дошкольников и перспективы // Актуальные проблемы теории и истории педагогики.
Витебск, 2006.
5. Шатова А. Д. Программа «Дошкольник и экономика»: О формировании
у ребенка экономических знаний, экономического мышления // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 2000.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем
в экономику: учебно - методическое пособие. СПб. : Детство - Пресс, 2002.
7. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников.
8. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.
М. : ТЦ «Сфера», 2017.
Интернет ресурсы:
- https://www.minfin.ru/ru/document
- https://dohcolonoc.ru/
- http://e.stvospitatel.ru/