Мельниченко Елена Геннадьевна
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста». Кабардино-Балкария
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»
Вид проекта : социальный, практико-ориентированный, долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2017 – май 2020
Автор проекта : старший воспитатель Мельниченко Елена Геннадьевна
1 квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
4. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Публикация «Проект „Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста“, Кабардино-Балкария» размещена в разделах
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кабардино-Балкарию, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной в поиске путей развития личности через взаимодействие культур.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов. Это - русские, кабардинцы, балкарцы, турки и т. д.
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном проекте идет через этнокультурную направленность образования.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности:
• в законе Российской Федерации «Об образовании»;
• в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
• в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является : обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов: приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.
Т. е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей
пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Кабардино- Балкарию.
Вид проекта : социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта : формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДО.
Задачи:
1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии (русского, кабардинского, балкарского, турецкого и др.)
2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)
4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДО.
5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования : педагог-воспитаники-семья.
6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДО.
7. Организовать образовательное пространство ДО на основе традиций русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов.
8. Привлечь внимание родительской общественности, различных социальных и общественных институтов к приобщению дошкольников к традициям русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов.
9. Создать «базу» этнокультурных традиций Кабардино- Балкарии.
10. Повысить социальный статус ДО «Колокольчик», в целом системы дошкольного образования.
Сроки: сентябрь 2017 – май 2020
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДО и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т. д.
Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:
Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность
Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению.
Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.
Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:
1. Образовательные : знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов Кабардино-Балкарии;
2. Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
3. Воспитательные : воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.
Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.
Метод проектов
Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.
Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов способствует формированию следующих умений:
• анализировать ситуацию;
• обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
• предлагать пути её решения;
• работать в команде;
• давать экспертную оценку ;
• выявить результативность;
• осуществить презентацию.
Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:
требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
реализация проектов в ДО способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса : от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Технология сетевых и партнерских взаимодействий
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- взаимодействие с образовательными учреждениями;
- взаимодействие с учреждениями культуры;
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I этап подготовительный (организационный) :
Задач:
1. Анкетирование родителей. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
2. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России и Кабардино-Балкарии, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.
3. Составление перспективного плана работы.
4. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т. д.
5. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
6. Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает : внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.
7. Выработка системы взаимодействия педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
II этап (Продуктивный)
Задачи:
1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
2. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности : декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.
4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т. д).
5. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
6. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДО и в процессе взаимодействия с социумом).
7. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
III этап (заключительный) :
Задачи:
1. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
2. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
3. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
4. Проектирование программы дальнейшей деятельности ДОУ.
4. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Формирование единого нравственно-патриотического и этнокультурного пространства воспитания и обучения в ДОУ
2. Воспитание у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю. Обеспечение содержания и воспитания, направленных на социализацию
3. Эффективное использование инновационных технологий дошкольного образования, социального партнерства с родителями
4. Организация всего ресурсного обеспечения функционирования : нормативно-правового, педагогического, научно-методического и др.
Формы реализации проекта
1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Кабардино-Балкарии.
2. Организация кружковой работы по декоративному творчеству.
3. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет «Казачье подворье», мини-музей «Кабардинская Сакля», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
4. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры русского, кабардинского и турецкого народов.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта :
• Тематические беседы;
• Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше);
• НОД на основе метода интеграции с привлечением музыкального руководителя;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу;
• Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
• Экспериментирование с различными художественными материалами;
• Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду);
• Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
• Экскурсии;
• Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Использование народных игр, в том числе хороводов;
• Организация тематических вечеров;
• Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работы с родителями по реализации проекта :
• Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
• Консультирование родителей;
• Участие в сборе предметов народного творчества;
• Беседы;
• Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
• Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
• Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
• Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;
• Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
• Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
• Просмотр итоговой презентации.
Формы работы с педагогами по реализации проекта :
• проведение консультаций;
• проведение мастер-классов, открытых занятий;
• участие в семинарах-практикумах;
• методическое обеспечение педагогической работы;
• дидактическое обеспечение педагогической работы;
• организация самообразования;
• участие в конкурсах педагогического мастерства.
5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Организационный
1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению
2. Изучение теоретических вопросов по теме – самообразование
3. Подготовка нормативной методической документации (проекты и программы)
4. Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями)
5. Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей, специалисты, мастера)
2 этап. Продуктивный
1. Разработка конспектов НОД по образовательным темам рабочих программ
2. Реализация плана-графика ООД
3. Реализация работы с родителями по проекту
муз. руководитель
4. Организация образовательного этнокультурного пространства в ДО (макет «Казачье подворье», мини-музей «Кабардинская сакля»)
5. Организация этнокультурной развивающей среды в группах
6. Наработка практического материала для педагогов
7. Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера)
3 этап. Итоговый
1. Проведение итогового мероприятия
2. Составление отчета по результатам проекта
3. Выступление с обобщенным опытом на педагогическом и методическом советах
Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:
Макет «Казачье подворье»
Цель: создание представлений об образе жизни казаков, организации быта.
Формы организации: создание макета казачьего дома (хаты, двора с наличием домашних животных.
Мини-музей «Кабардинская сакля»
Цель: создание представлений об образе жизни кабардинцев, организации быта, убранства.
Формы организации: создание мини-музея, оформленного в стиле убранства кабардинской сакли (стол, люлька кувшин, посудная утварь, кабардинская мужская и женская одежда, изделия народных умельцев края.)
Условия организации развивающей среды в группе:
наличие дидактических и развивающих игр;
создание папок с силуэтным моделированием;
разработка таблиц с элементами народных росписей;
создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Объединение усилий ДО и семьи в вопросах воспитания, развития, обучения детей в национальном колорите.
• Повышение психолого – педагогической компетентности родителей путем внедрения современных форм взаимодействия ДО и семьи.
• Развитие профессиональной компетентности педагогов ДО, овладение новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.
• Формирование креативного, коммуникативного, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокой познавательной активностью, потребностью в творческом самовыражении, знающего и принимающего этническую культуру русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов, дошкольника - выпускника ДОУ «Колокольчик».
• Работа по дальнейшему развитию, способностей, интересов этнокультурных традиций в музыкально - театрализованной деятельности.
• Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской, и региональной (кабардинской, балкарской, турецкой);
• Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского народа и народов Бабардино-Балкарии, умения различать изделия разных народных промыслов;
• Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре русского народа и народов Кабардино-Балкарии;
• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
• Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
• Созданание предметно – развивающей среды по этно-культурному образованию группах и в саду в целом.