Инна Михайлова
Проект «Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
В начале 2015г., в рамках проекта по эмоциональному развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, под руководством педагога – психолога Гальцовой П. С. была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели : Гусева Л. А., Михайлова И. А., Мешкова Г. И.
Публикация «Проект „Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Целью творческой группы было создание условий для социализации детей, воспитывающихся в доме ребенка, расширение их представлений об окружающем мире и эмоциональных состояниях.
В течение года нами были изучены теоретические работы и экспериментальные исследования известных психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Г. Мещерякова и др. Они утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.
Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.
К большому сожалению, приходится согласиться, что в условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз.
Но, в то же время, период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.
Учитывая выше сказанное, мы поставили задачу найти на практике эффективные пути реабилитации эмоциональной сферы, создать условия для социализации и развития коммуникативных связей детей 1 –ой группы д/р №7.
Для обогащения восприятия и расширения кругозора детей мы разработали и провели цикл досуговых развлечений на свежем воздухе в соответствии с временами года.
Во время проведения досугов мы стремились:
• Эмоционально вовлекать детей в игровую ситуацию,
• Знакомить детей с сезонными развлечениями,
• Активизировать речевую активность детей,
• Расширять и закреплять представления о разнообразии эмоций
Было разработано 4 конспекта посвященных временам года. Проведено 3 тематических досуга: весна, лето, осень
Мероприятия были составлены с учетом особенностей интеллектуального и эмоционального развития детей 2-3 лет. Для этого мы воспользовались психолого – педагогическими методиками Н. Ф. Губановой, М. Б. Зацепиной, М. Ю. Картушиной, Н. П. Метлова, Е. Н. Соляник, С. Н. Теплюк, а также консультациями воспитателей, работающих с данными детьми, музыкального и физкультурного руководителей. Были выполнены необходимые условия для благоприятной эмоциональной обстановки, соблюдены нормы и правила межличностного общения. Использовались игры и упражнения, направленные на расширение представлений об эмоциональных состояниях.
Таким образом, были достигнуты следующие результаты:
- небольшое количество детей позволило полностью вовлечь каждого в игровую ситуацию и дать возможность индивидуально каждому ребенку проявить свои эмоции;
- успешный результат игры доставлял детям громадное удовольствие, вызывая эмоциональное вдохновение, бурную радость, и самое главное – требование повторения игры;
- проявление детьми сопереживания игровым персонажам дало возможность познакомиться им с новыми эмоциональными состояниями, такими как: симпатия, сочувствие, гордость и стыд;
- всплеск эмоций стимулировал проявление речевой активности детей в соответствии с переживаниями;
- количество и интенсивность коммуникативных проявлений увеличивалось;
- наблюдалась настойчивость в стремлении к контактам со взрослыми и сверстниками.
В последующем наблюдении за детьми в процессе их самостоятельной деятельности отмечалось повышенное проявление инициативы к совместным действиям и общению. Наблюдался более яркий эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие у детей самого себя и окружающей действительности.
Выводы, планы
Занятия получили положительные отзывы специалистов дома ребенка и воспитателей 1 группы
Запланировано продолжение разработки и проведения досуговых мероприятий на свежем воздухе, углубление знаний детей о природных явлениях, расширение представлений об окружающем мире на фоне опыта совместной деятельности со взрослым в эмоционально насыщенных ситуациях.