Вурсал Вероника
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в приёмных семьях
▼ Скачать + Заказать документы
Вурсал В. Л
г. Уфа
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Эмоциональная сфера является важной в развитии ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Публикация «Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в приёмных семьях» размещена в разделах
В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка понимать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Традиционно главным институтом развития эмоциональной сферы является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в развитии заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на ребенка ни один из институтов развития не может сравниться с семьей.
В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязало обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В Семейном кодексе РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей : усыновление (удочерение, опека (попечительство, приемная семья Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, бесспорно, является приемная семья.
Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органов опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
При воспитании приемных детей, приемные родители часто сталкиваются с целым рядом проблем не только индивидуальных особенностей ребенка, но и его эмоциональной сферы, внутрисемейных отношений.
Поэтому проблема направленная, на эмоциональную сферу ребенка в приемной семье, очень актуальна и важна, так как эмоциональная сфера ребенка - это основа его поведения. Все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этого.
Исследованиями эмоциональной сферы ребенка занимались и занимаются многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Такие как И. Алфорд, Р. Бэрон,, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Изард, Х. Остер, А. А. Реан, Э. Фромм З. Фрейд, Э. Фромм, П. Экман и многие другие.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста в приемной семье будет эффективной, если психолого-педагогического сопровождение будет осуществляться поэтапно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса : педагогами, психологами.
Работа специалистов, данного уровня которые, прежде всего, помогают с проблемами, возникающими в процессе принятия ребенка в приемную семью, а в дальнейшем и в процессе обучения и воспитания, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике специалистов, на практике их круг значительно шире. Это объясняется тем, что им необходимо сотрудничество со всеми, кто обучает и воспитывает ребенка : воспитателя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и др. лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.
Работа данных специалистов, должна проходить поэтапно. Устраивать ребенка оставшегося без родителей в чужую семью, задача очень сложная, так как ребенок уже испытал стресс, при потери родителей и если с ним это повторится еще раз он может не выдержать. Поэтому, специалистам работающих, с приемными семьями, нужно подробно проработать все детали. Пока не произошла встреча, между ребенком и новыми родителями.
Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца)
Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.
По результатам своей деятельности специалисты делают заключение о возможности создания приемной семьи. Кандидаты в приемные родители информируются о решении специалистов, и в случае благоприятного заключения работа переходит на следующий этап.
2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев).
Ключевые события этого этапа:
– подготовка кандидатов в приемные родители
– подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в приемную семью.
О результатах своей деятельности и готовности к созданию приемной специалисты докладывают на малом педагогическом совете, который принимает решение о продолжении подготовки или о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
3 этап. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи.
Ключевое событие этого этапа заключается в оказании приемной семье всесторонней помощи.
Адаптация детей в приемной семье сталкивается с множеством психологических проблем.
Определяются проблемные зоны приемной семьи :
Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие.
Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.
Возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, иногда кажущимися неудачами.
Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях.
Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.
Проблемы супружеских взаимоотношений.
Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.
Встречаясь с различными трудностями при сопровождении, приёмные родители не всегда в состоянии самостоятельно решить их. Они нуждаются в профессиональной помощи, поддержке.
Литература:
1. Воробьева, В. Н. В стране эмоций [Текст] / В. Н. Воробьева. - М. : «Академия Развития», 2007-315 с.
2. Бирюк, Л. В. Психология эмоций [Текст] / Л. В. Бирюк. - М. : «Март», 2006. - 256 с.
3. Былкин, Н. Д. Поговорим о детских эмоциях [Текст] / // Дошкольное воспитание. - 2005. №6 - С. 38-48.
4. Казакова, Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 2001. – 9–14с.
5. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
6. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]/ Е. О. Смирнова. - М. : «Академия», 2008 -368с.