Ольга Мягких
Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости проекта
В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.
Публикация «Проект „Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.
При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов.
Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности.
Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Цель проекта :
Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды.
Задачи:
• Содействовать гармоничному физическому и психологическому развитию детей.
• Преодолевать стрессовые состояния у детей младшего возраста в период адаптации в детском саду.
• Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей.
• Создавать благоприятные условия для комфортного пребывания детей в детском саду.
• Регулирование психоэмоционального состояния у детей.
Участники проекта :
• Дети младшего дошкольного возраста и их родители – целевая аудитория.
• Воспитатели.
• Педагог-психолог.
• Музыкальный руководитель.
• Инструктор по физической культуре.
Описание проекта : стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
1-й этап: Подготовительный (20. 08. 2018г. - 03. 09. 2018г.)
• Подбор и изучение литературы;
• Подбор методов и методик;
• Изучение рекомендаций для ведения работы с родителями;
• Разработка анкет для родителей и первичное анкетирование;
• Организационное родительское собрание и сбор согласий на работу с психологом;
• Постановка целей, задач, планирование деятельности.
2-этап: Основной. (03.09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.)
Реализация проекта представлена в таблице.
3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)
• Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»
• Индивидуальные психологические консультации родителей.
• Продолжение работы с детьми, у которых низкие показатели к адаптации к условиям детского сада.
• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
• Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
• Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Рабочий план реализации проекта.
сроки формы работы задачи ответственный
сентябрь Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения» Оценка актуального эмоционального состояния Воспитатели групп, педагог-психолог
Занятие для детей с использованием игрушки «Почему Дружок грустный?» Способствовать сплочению детского коллектива, воспитывать в детях способности к сочувствию, сопереживанию. Педагог-психолог
Встреча с родителями в рамках родительского клуба по теме «Адаптация родителей к детскому саду» Формирование родительской компетентности в неосознанном способствовании переживаний ребенка. Педагог-психолог
Организация эмоционально-развивающей среды. Создание благоприятной атмосферы в группе, проявления эмпатии по отношению к детям. Воспитатели
Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой с изображением солнца, Снятие напряженного эмоционального состояния. Воспитатели
Ежедневная обратная связь с родителями по поведению и по эмоциональному состоянию ребенка в личной беседе. Установление контакта с родителями. Информирование родителей о течении адаптационного периода ребенка.
Воспитатели
Октябрь Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения» Оценка актуального эмоционального состояния Воспитатели групп, педагог-психолог
Занятие для детей с использованием игрушек «Веселая подружка для Дружка» Способствовать сплочению детского коллектива, формирование способности замечать в других веселое и грустное настроения.
Педагог-психолог
Встреча с родителями в рамках родительского клуба
«В детский сад с радостью» Формирование благоприятного, бесконфликтного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Педагог-психолог
Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений. Воспитатели
Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой-солнце. Снятие напряженного эмоционального состояния. Воспитатели
ноябрь Занятие для детей с использованием ранее использованных игрушек
«Ласковое имя» Способствовать снижению тревожности, повышению самооценки. Педагог-психолог
Встреча с родителями в рамках родительского клуба
«Место моих переживаний» Способствовать формированию эмоциональной компетентности родителей. Педагог-психолог
Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений. Воспитатели
Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», Снятие напряженного эмоционального состояния. Воспитатели
Чтение детской художественной литературы с использованием театрализации.
Использование фольклора (потешек, прибауток, колыбельных). Установление эмоционального контакта с детьми. Привлечь детей к совместной деятельности. Воспитатели
Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть» Развитие доброжелательных межличностных отношений. Все участники проекта
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта.
Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей.
Оценка эффективности реализации проекта.
С 03.09.2017г. по 25.10.17г. тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился.
В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября.
При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей.
Оценка рисков.
При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацию могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада, в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная работа психолога.
Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин. В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается.
Дальнейшее развитие проекта.
Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.
Приложение 1.
Метод цветовых выборов (М. Люшер).
Инструкция для родителей: «Выберете тот цвет, который отражает Ваше, в данный момент, настроение» (или фраза близкая к этому выражению)
Инструкция для детей: «Выбери цвет своего настроения»
В столбцах прописываются цветовые выборы. Первый – родители/второй – дети.
Ф. И. родителя___
Ф. И. ребенка___
Дата 0
серый 1 темно-синий 2 сине-зеленый 3 оранжево-красный 4
желтый 5 фиолетовый 6 коричневый 7
черный
/ / / / / / / /
Приложение 2.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
1. С какого времени ребёнок посещает д/с ___
2. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
• Да
• Нет
• Скорее нет, чем да
• Скорее да, чем нет
• Не знаю
3. Нравится ли ребенку воспитатели группы, которую посещает?
• Да
• Нет
• Не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями
• Скорее да, чем нет
4. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения ДОУ?
• Стал самостоятельным
• Стал организованным
• Стал общительным
• Стал замкнутым
• Стал агрессивным
• Стал доброжелательным
• Стал скованным
• Чаще плачет, капризничает
• Увеличился словарный запас
• Ничего не изменилось
5. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду :
• ребенок адаптировался полностью
• ребенок утром не хочет идти в детский сад
• ребенок иногда не хочет идти в детский сад
• ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
6. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад :
• с плачем
• с уговорами
• без эмоций
• с удовольствием
7. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию :
• действия всех сотрудников
• совместные действия сотрудников и родителей
• действия родителей
8. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания___
___
9. С какими трудностями Вы столкнулись или сталкиваетесь в процессе адаптации
___
10. Какую информацию Вы хотели бы получить от специалистов д/ с:
___
___
Спасибо!