Еранова Оксана Геннадьевна
Проект экспериментальной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
для детей старшей группы
«Экспериментирование детей в старшем дошкольном возрасте. Экспериментирование в ДОУ»
Выполнила: Еранова Оксана Геннадьевна
Воспитатель МДОУ №15 «Родничок»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Паспорт проекта
Название проекта «Детское экспериментирование в ДОУ»
Разработчики проекта Еранова Оксана Геннадьевна
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Кадры Воспитатель, дети, родители
Возрастная группа, количество детей Старший возраст, 20 детей
Район, город, представляющий проект Иркутская обл., усольский район, пос. Мишелевка, МБДОУ «Детский сад №15 «Родничок»
Телефон 8(3954)27332
Вид, тип проекта, сроки реализации проекта Краткосрочный, один месяц (сентябрь 2019 год)
Познавательно-исследовательский
Основания для разработки проекта Развитие познавательной деятельности, как необходимое условие успешного личностного развития старших дошкольников.
Цель проекта Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
6. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
7. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
8. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
Форма проведения Индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
Актуальность проекта Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Риски Не всегда можно опираться на помощь родителей в силу их занятости.
Ожидаемый результат Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Проект позволит :
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметно развивающую среду в группе.
Цель проекта :
Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода- переход в различные состояния: твердое, жидкое и газообразное)Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
5. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
6. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
7. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
8. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
1. Подбор методической литературы, Интернет-ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
4. Разработка перспективного плана работы с родителями.
5. Оформление консультативного материала для родителей.
2 Этап: Основной:
Реализация перспективного плана работы с детьми и с родителями. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория)
Работа с детьми:
Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видео презентаций.
Работа с родителями:
Для ребенка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?
Для просвещения родителей разместила консультации по темам: «Что такое экспериментирование», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Сотрудничество с семьями детей помогло обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, что вносит ребенку необходимую особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
3. Этап Заключительный:
Сравнительный анализ результатов наблюдения, бесед, проведение диагностических ситуаций с детьми.
Полученные результаты:
1. Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать предметно развивающую, познавательную и безопасную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологичес-кой культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
5. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
6. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, — № 2.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
8. Интернет ресурсы.
Перспективный план работы с детьми Сентябрь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия
1 неделя Занятие №1
«Наша Земля» Глобус»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли (глобус)
«Что есть на нашей Земле»
Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.
Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.
2 неделя Занятие №2
«Свойства песка»
Цель:
Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве. Беседа «Горы»
Цель:
Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении опытов с песком.
Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
Постройки из песка на участке
3 неделя Занятие №3
«Свойства некоторых вещей»
Цель:
Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами, окружающими нас.
В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (железо, пластмасса, ткань)
4 неделя Занятие №4
«Удивительные камни»
Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней. «Где применяются камни?» В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).