Получи документы

Проект «Экологическая тропинка»

Галина Путкова
Проект «Экологическая тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая тропинка.

Актуальность экологического воспитания дошкольников диктуется всей нашей жизнью. Площадь детского сада практически вся в травяном покрытии и вмещает деревья (фруктовые и декоративные) ,кустарники и цветы. Простора и объектов для исследования достаточно.

Публикация «Проект „Экологическая тропинка“» размещена в разделах

Цель была такова: определить образовательные и воспитательные возможности экологической тропинки на территории дошкольного учреждения и доказать эффективность ее использования для формирования экологической культуры и экологического сознания детей.

В ходе исследования пришли к выводу, что создание экологической тропинки на территории детского сада возможно при определенных условиях:

*наличии естественного ландшафта;

*организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной;

*создании условий для экологического образования воспитателей и родителей.

С помощью экологической тропинки решаются многие педагогические и психологические задачи. Среди них можно выделить следующие:

*сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;

*формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

*руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями детей на окружающую среду;

*воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

*учить видеть взаимосвязь явлений природы, делать соответствующие выводы;

*воспитание эстетических чувств;

*самовоспитание средствами природы;

*укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;

*установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателем и детьми;

*развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

Создание экологической тропинки мы начали с организационной работы по подготовке стендов и указателей.

В итоге оформили обязательный документ — паспорт, где указали местонахождение экологической тропы, основные задачи экскурсии, сделали краткое описание маршрута. В завершение изготовили и установили хозяина экологической тропинки — старичок Лесовичок (так как детский сад называется «Лесовичок»).

Объектами экологической тропы избрали :

1. Огород, где можно сеять семена, высаживать рассаду, выращенную в группе, ухаживать за овощными культурами.

2. Уголок леса, где дети упражняются в правилах поведения в природе.

3. Зона отдыха, оборудованная пеньками, бревнами, скамейками.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропинке предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, элементарные опыты, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе работа по экологическому воспитанию становится более целенаправленной.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года; заучивать пословицы и народные приметы; знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по ручному труду, на кружковых занятиях дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии делают более продолжительными. Дети становятся настоящими хозяевами тропинки или ближайшими помощниками Лесовичка. Они уже могут выступать в роли экскурсоводов. В этом возрасте дети уже учатся «лечить» «раненые» деревья, рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят экологические праздники для родителей и гостей детского сада.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

I этап: Поисково-исследовательский

обследование территории детского сада на предмет выделения видовых точек;

составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

составление паспорта «Экологической тропы»;

подготовить литературу по экологическому развитию детей;

наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

Непосредственная работа с детьми на экологической тропе :

• Наблюдения за сезонными изменениями объектов;

• Опытно-экспериментальная деятельность;

• Беседы;

Экологические досуги;

Экологические праздники;

Экологические квесты.

Проектная деятельность.

III этап: Заключительный

Внедрение опыта работы в повседневную практику деятельности детского сада (группы).

Оформление накопленного опыта в сборник методических материалов.

Трансляция накопленного опыта через методические объединения, публикации в печати и т. д.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 6 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

Точка № 7 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 8 «Зеленая аптека».

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Одуванчик.

Одуванчик — растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком — с июня.

Ромашка: Ромашка аптечная — это однолетнее травянистое растение, 15—30 см высотой. Корень стержневой, тонкий. Все растение имеет сильный аромат. Стебель травы прямостоячий, густоветвистый. Листья ромашки очередные, сидячие. Соцветия — корзинки. Краевые цветки ромашки язычковые белые, внутренние — трубчатые желтые. Листочки — обертки зеленые, по краям белопленчатые, тупые. Цветет растение ромашка с мая по сентябрь. Плоды — семянки без хохолка.

Точка № 9 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется: флюгер, барометр, термометр, дождемер.

ТОЧКА № 10,11,12,14

Деревья - цветковые и голосеменные растения с многолетними одревесневающими стеблями и корнями; жизненная форма растений. В отличие от кустарников, почти все одноствольные деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу, в сомкнутом древостое ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные.

Объекты для наблюдений: береза, клён, рябина, каштан.

Берёза.

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Клён.

Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. В каждом плодике образуется одно плоское, округлое зерно, чечевидной формы, но более крупное. Лекарственным сырьем служат листья и плоды. Листья заготавливают в первой половине лета, подвяливают на солнце и сушат на чердаке или в сушилке. Плоды собирают зрелыми. Сушат в сушилке или в печи при температуре 50. 60°С. Хранят в мешочках или закрытой деревянной таре 2 года.

Рябина.

Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы. Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы.

Где растет рябина. Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. В России растет по всей Европейской части страны — от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на юге.

К почве нетребовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются начиная с 8—10 лет ежегодно.

Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе — «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. Существуют и легенды о происхождении названия.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т. п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Тропинка» МКОУ «Болоховский центр образования № 2» Дошкольный корпус №1. К РМО музыкальных руководителей Конспект музыкального занятия с применением.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Проект в подготовительной группе «Экологическая тропа» Участники проекта: Воспитатели подготовительной группы. Родители подготовительной группы Дети подготовительной группы Сроки реализации проекта.

Проект «Экологическая тропа» Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» .

Тактильный модуль «Тропинка» в развитии речи дошкольниковТактильный модуль «Тропинка» в развитии речи дошкольников «… Чтобы научиться говорить,надо говорить» М. Р. Львов Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления.

Экологическая тропинка в детском садуЭкологическая тропинка в детском саду Знакомство с деревьями на территории детского сада Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревьями на территории детского сада; закреплять.

Творческий проект. Экологическая тропа «В дружбе с природой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька».

Экологическая тропинка «Здравствуй, лес!» Действующие лица: Ведущий Лесовичок Хозяйка цветочной поляны. Цель: Создать у детей радостное, веселое.

«Моё дерево». Экологически-познавательная экскурсия «Тропинка чудес» для дошкольников«Моё дерево». Экологически-познавательная экскурсия «Тропинка чудес» для дошкольников Тема: «Моё дерево»Возраст: 6-7 лет. Цель: 1. Познакомить детей с характерными признаками деревьев. 2. Развивать мыслительную деятельность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропинка»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 12:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическая тропинка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Путкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД