Ольга Владимировна Савкина
Творческий проект. Экологическая тропа «В дружбе с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
Составители:
Педагог-психолог
Н. О. Пашкова,
Учитель-логопед
О. В. Савкина
Юрга 2016
Тема проекта : «В дружбе с природой»
Публикация «Творческий проект, Экологическая тропа „В дружбе с природой“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» сентябрь 2016
Форма: творческий (познавательно-речевой)
Время проведения: среднесрочный (5 месяцев – май - сентябрь);
Продукт: созданная экологическая тропа с разными полезными и лекарственными растениями. Проведение познавательных экскурсий для детей ДОУ всех возрастных групп о богатом разнообразии полезных растений, выросших на территории экологической тропы.
Участники проекта :
- педагог-психолог Пашкова Н. О. ;
- учитель-логопед Савкина О. В. ;
- педагоги ДОУ;
- дети и родители.
Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
2. Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
3. Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
4. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
5. Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
6. Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы. Знания
7. Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
Оборудование: почва; песок; камни для оформления экологических зон; модели песчаных животных (ящерица, сурикат, мышь); макет водоплавающей утки; кувшинка; макеты героев мультфильма «Лунтик»; макет домика для пчел; макет подсолнуха; забор, сделанный из веток для оформления экологической тропы; перечень растений; выносные знаки для обозначения экологических зон; таблички для обозначения полезных растений; фотографии экологической тропы.
Подготовка к реализации проекта (действия педагогов) : создание карты-схемы для реализации экологической тропы. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
Целепологание: Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест, составление этапов работы, карты-схемы экологической тропы, подготовка природного материала и оборудования для создания проекта, построение партнерских отношений между педагогами и детьми на основе дружеского и доверительного общения.
Умения: организовать проектную деятельность в тесном взаимодействии двух педагогов, родителей и детей, творчески подойти к реализации проекта.
Конкретные действия, для ребенка актуально: Знакомство с разнообразными зонами экологической тропы. Получение знаний о пользе растений. Уход и бережное отношение ко всем культурным и лекарственным растениям.
II. Этап планирования: Продумывание темы проекта, установление доброжелательных отношений между педагогами с установкой на будущее деловое сотрудничество. Определение мотивов участия в проектной деятельности всех участников проекта.
III. Основной этап: реализация плана. Этот этап заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропе детского сада и исследовать все растения находящиеся там (см. Приложение 1). Таким образом, у нас получилось несколько экологических зон, в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты и зарисовки (см. карту-схему экологической тропы, см. Приложение 2).
Знакомились с литературой по данной теме (см. Приложение 3, провели экскурсию в городскую библиотеку (см. Приложение 4, собрали травы и составили коллекции гербария полезных растений (см. Приложение 5).
Заключительный этап:
1. Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе;
2. Развитие творческих способностей через детские рисунки (см. Приложение 6);
3. Закрепление полученных знаний о разнообразии полезных растений через обсуждение и просмотр собранной коллекции.
IV. Рефлексия: социальная презентация в группе, дети сами учатся анализировать деятельность (см. Приложение 7).
Таблица реализации проекта
Этапы реализации Деятельность детей и педагогов ДОУ Деятельность педагогов (специалистов) Формирование умения
Подготовительный
(1, 2 недели мая) Совместные беседы между педагогами и детьми об актуальности в создании экологической тропы. Обследование
территории детского сада и выделение наиболее интересных мест для создания экологической тропы, совместное обсуждение педагогов о последовательных этапах работы, создание карты-схемы экологической тропы, подготовка необходимого природного материала и выносного оборудования для создания проекта. Уметь заинтересовать идеей создания экологической тропы детей и их родителей, а также уметь привлечь их к творческому сотрудничеству.
Планирование
(3, 4 неделя мая) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного героя «Лунтика», а также его друзей. Создание экологической тропы с разнообразными зонами (песчаная, каменный ландшафт, здоровое питание, вкусный и полезный чай, травы-лекари). Уметь организовать совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Основной
(июнь - август) Проведение экскурсий для детей ДОУ по экологической тропе с целью исследования всех полезных и лекарственных растений. Знакомство с литературой по данной теме. Проведение экскурсии для детей ДОУ в городскую библиотеку с целью получения знаний по теме «Полезные и лекарственные растения». Сбор трав и составление коллекции гербария полезных растений.
Показать и рассказать детям о пользе всех растений, выросших на экологической тропе. Сделать фотографии о проведении познавательных экскурсий. 1. Уметь сформировать познавательный интерес у детей ДОУ к миру растений.
2. Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
3. Уметь сформировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.
Заключительный
(сентябрь) - Развитие творческих способностей через детские рисунки с изображением разнообразных растений.
- Закрепление полученных знаний о разнообразии полезных растений через обсуждение и просмотр собранной коллекции.
Обсудить проведение итоговых мероприятий. 1. Расширить знания детей дошкольного возраста о разнообразных полезных растениях, повысить ответственность за сохранение окружающей среды.
Рефлексия
Проведение для детей ДОУ социальной презентации. Целью данной презентации является обобщение опыта и полученных знаний через показ и обсуждение детских рисунков. Организация и проведение социальной презентации в ДОУ. 1. Научить детей анализировать совместную деятельность.
2. Развить коммуникативные навыки у детей и связную речь через коллективные беседы и обсуждения.
Ожидаемые результаты:
• создание экологической тропы «По следам Лунтика»;
• повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста о разнообразных растениях, охране природы;
• повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;
• формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
• стимулирование познавательной активности, получение позитивного опыта взаимодействия, понимания, что идея представляет ценность не только для него, но и для других.
Реализованный совместный проект - выявил и помог поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая развивает творческое начало личности ребенка.
Список используемой литературы:
1. Аксенова Л. А. «Детская энциклопедия РОСМЭН». Цветы. – М. : РОСМЭН, 2015. – 96с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.
3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
4. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
5. Лазебный А. Лекарственные растения и применение их. Макет, издание: Свято-Успенская Почаевская Лавра. – 432 с.
6. Мазильникова Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
7. Николаева С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
8. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
9. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.