инга безусова
Проект «Экологическая тропа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Экологическая тропа в детском саду».
Введение
Важнейшим условием формирования эколого-краеведческих представлений у маленьких воспитанников являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Публикация «Проект „Экологическая тропа в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Создать условия для возможности детям общаться с живой природой и наблюдать за элементами неживой, а также предоставить малышам богатейший познавательный материал о природе и жизни родного края поможет созданная в естественном ландшафте, характеризующаяся значительной продолжительностью по всему периметру детского сада «экологическая тропа».
Обустроенные и особо охраняемые прогулочно - познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды.
У детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное. Следовательно, в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.
Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении. Экологическая тропа позволяет систематизировать знания, показывает живые организмы в единстве со средой их обитания.
План реализации проекта
Тема: «Экологическая тропа в детском саду»
Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным Ямало-Ненецкого автономного округа и всей Западной Сибири;
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
Задачи:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Тип проекта : досугово-познавательный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Форма работы с детьми: целевые занятия, тематические экскурсии,
игровая деятельность, наглядная пропаганда, сюжетно-ролевая игра.
Сроки реализации: долгосрочный.
Проблема: формирование у детей дошкольного возраста основ экологического воспитания;
Предварительная работа: - в течение 1 года-
• А. организационная
• Создать макеты фигур зверей и птиц, а также посадка элементов естественного ландшафта
• Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной работе;
• Педагогам провести работу по привлечению родителей воспитанников к работе по созданию тропы;
• Б. информационная
• Информационные: ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.
• В. финансовое обеспечение: бюджет МАДОУ.
• Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, наборы для посадки (ящики, стаканчики для рассады, технический инвентарь (грабли, лопаты, лейки, бросовый материал.
Реферативная часть
Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения. Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.
Каждая тематическая точка тропы гипотетически «прописана» прежде всего к району Крайнего Севера, следовательно, флора и фауна прежде всего природных зон севера.
Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений.
Под лежащим бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части).
Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности. Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных, так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект в знакомстве воспитанников с водной экосистемой. Отдельные большие камни - элементы точки «Альпийской горки» которая служит для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц (макетов) - убежищем. Участок для посадки лекарственных растений - это кусочек на тематическом огороде. Там же, по возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны.
На тропинке могут быть составлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Муравьиные холмики и медведь (макет) на дереве определены в тематической точке «Лес». Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.
Проектная часть
Принципы построения проекта
1. Принцип научности.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
3. Принцип системности.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка.
7. Принцип повторений умений и навыков.
8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Основные риски
- климатический фактор
-материально-финансовый фактор
Этапы реализации педагогического проекта :
1. Подготовительный (постановка цели и задач, подбор методик, материальное обеспечение).
2. Основной (реализация проекта).
3. Итоговый (анализ результатов).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЗДАНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ МАДОУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ
N МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
1 Совещание творческой группы
Рассматривание предложенной схемы расположения объектов 3.10.2016 Горева И. Ю.
2. Утверждение предложенной схемы расположения объектов (с исправлениями) 5.10.2016 Безусова И. З.
3. Приобретение листа прозрачного поликарбоната размером (h=1 метр, шир. =1м. 50см.) Октябрь-ноябрь 2016 Новолоцкая Т. Г.
4. Создание чертежа-схемы на пластиковом листе Ноябрь-декабрь
2016 Васина М. Е.
Безусова И. З.
I точка «Полянка»
5. Изготовление уличной скамейки для воспитан-ников. Форма - зигзагообразная или полукруглая. Длина зигзага 1 метр, зигзагов 4-5. Октябрь-ноябрь
2016 Егерь С. Р.
Плотники МАДОУ
6. Изготовление деревянного стенда «Следы животных» h=1м. 20 см. Декабрь 2017 Егерь С. Р.
7. Готовить информационное содержание для стенда «Следы животных» Ноябрь 2016 Безусова И. З.
Поленова Ю. В.
8. Изготовить большое гнездо из прутьев для модели аист или журавль. Май 2017 Плотники МАДОУ
9. Получить разрешение на вывоз из лесной зоны города 12 высоких деревьев для точки «Лесная зона» Май 2017 Поборознюк Л. И.
10 Организация завоза крупных камней – глыб с реки, на автотранспорте, для «Альпийской горки» Май-июнь
2017 Поборознюк Л. И.
Назначенная группа
II точка «Лесная зона»
завоз из лесной зоны города 12 высоких деревьев для высаживания на территории МАДОУ Май 2017 Плотники МАДОУ
Назначенная группа
11. Найти бревно с отслаивающейся корой для точки «Лес». L=2 метра. Апрель-май
2017 Плотники МАДОУ
12. Разукрасить камни под гриб «мухомор» 2-3 штуки Январь 2017 Васина М. Е.
13. Изготовить макет муравейника (конусообразный h-0,70 см., для последующего засыпания его хвоей.
Чертеж подготовить Безусовой И. З. Апрель Егерь С. Р.
Безусова И. З.
Мельникова И. Е.
14. Завести мох с тундры для укладки под деревом либо на искусственную клумбу из камней и кусты голубики (2-3, брусники (2-3) Май-июнь
2017 Назначенная группа
III точка «Туристическая стоянка. Безопасность в природе»
15. Изготовление деревянного стенда «Природоохранные знаки» h=1м. 20 см. Декабрь 2017 Егерь С. Р.
16. Готовить информационное содержание для стенда «Природоохранные знаки» Ноябрь 2016 Безусова И. З.
17. Подготавливать тонкие стволы, ветки, прутья для изготовления и установки шалаша для точки «Туристическая стоянка. Безопасность в природе Февраль-март
2017 Плотники МАДОУ
Мосеева М. Г.
Канева С. Н.
18. Заготовить хворост к шалашу Май 2017 Плотники МАДОУ
Назначенная группа
19. Изготовить модель «кострище» Апрель 2017 Назначенная группа
Плотники МАДОУ
20. Приобрести металлическую треногу для костра Апрель-май 2017 Новолоцкая Т. Г.
21. Приобрести металлическую посуду: котелок походный, алюминиевая посуда: чайник, кружка, ложка, ведро, половник. Апрель-май 2017 Новолоцкая Т. Г.
«Работа с родителями»
22. Готовить информационное содержание для стенда «Спасибо, что не оставили мусор» Ноябрь 2016 Трубачева Л. Ф.
Юраш Ю. В.
23. Изготовление деревянного стенда «Спасибо, что не оставили мусор» h=1м. 20 см. Декабрь 2017 Егерь С. Р.
IV точка «Совхоз «Волшебница»
24. Упаковать сено в прозрачную пленку от дождя Май-июнь 2017 Юраш Ю. В. ,
25. Приобрести модели овощей «Тыква» 3 штуки; россыпь «картофель»; «лук»; «морковь» Ноябрь - май Новолоцкая Т. Г.
26. Приобрести модели подсолнухов на огород
Ноябрь - май Новолоцкая Т. Г.
27. Изготовить деревянный макет «Мельница» Январь – февраль 2017 Егерь С. Р.
Плотники МАДОУ
Безусова И. З.
Свищева М. Г.
28. Разукрасить «Мельницу» Май-июнь Колесникова И. В.
Васина М. Е.
29. Выпилить брусочки для изготовления деревянных корзин в количестве (3 шт.) Чертеж подготовить Безусовой И. З. Март-апрель 2017 Егерь С. Р.
Безусова и. З.
V точка «Экологическая грамотность. Бережем планету»
30. Изготовить контейнеры деревянные для сортировки мусора, h=1 метр, либо приобрести пластиковые высокие контейнеры (например, в ИКЕА) в количестве 4-х штук Март-апрель-май Егерь С. Р.
Новолоцкая Т. Г.
31. Разукрасить в разные цвета контейнеры, сделать надписи. Май 2017 Колесникова И. В.
Васина М. Е.
32. Изготовление деревянного стенда «Бережем планету!» h=1м. 20 см. Апрель 2017 Плотники МАДОУ
VI точка «Пасека»
33. Изготовить домики-ульи, 3 штуки
Чертеж подготовить Безусовой И. З. Март-апрель-май Егерь С. Р.
Безусова И. З.
34. Покрасить домики-ульи Май 2017 Колесникова И. В.,
35. Изготовить большую деревянную фигуру медведя и большой пчелы. Чертеж подготовить Безусовой. Март-апрель-май Егерь С. Р.
Безусова И. З.
36. Изготовить большую деревянную бочку или вырезать профиль. Чертеж подготовить Безусовой. Март-апрель-май Егерь С. Р.
Безусова И. З.
37. Разукрасить объемно бочку в полоску.
Разукрасить ярко медведя и пчелу. Май Колесникова И. В.
Васина М. Е.
VII точка «Мой Ямал»
38. Сшить национальное платье и платок народов ханты или ненцы Январь 2017 Харитонова А. Ф.
Свищева М. Г.
39. Сшить постельные принадлежности и тюфяки
(2 шт.) для чума Декабрь - январь 2016-2017 Харитонова А. Ф.
Свищева М. Г.
40. Сшить-изготовить куклу в национальной одежде, для люльки в чум. Декабрь - январь 2016 Толстопятова И. А.
Бакирова С. А.
41. Изготовить модель печи в чум Май 2017 Муслимова Л. В.
42. Изготовить сундук для чума Май 2017 Авдеева Г. М.
Вдовенко В. П.
43. Изготовить люльку для чума Май 2017 Безусова И. З.
Гнатишина Т. А.
44. Сшить две куколки-оберега в чум Май 2017 Толстопятова И. А.
Бабичева Е. Л.
45. Изготовить циновку из прутьев веника в чум Май 2017 Шмелева Т. Б.
46. Изготовить стол (h=20 см.) в чум Ноябрь 2016 Плотники МАДОУ
47. Организовать сбор старых меховых шапок сотрудников для изготовления цельной шкуры зверька, в чум Октябрь – декабрь 2016 Безусова И. З.
Авдеева Г. М.
Бабина В. В.
48. Сшить цельную шкурку пушистого тундрового зверька. Январь 2017. Харитонова А. Ф.
Муслимова Л. В.
49 Сшить скатерть на стол в чум из национальной ткани Май 2017
50 Изготовить украшения из бисера для чума Второе полугодие Назначенная группа
51 Изготовить макет лодки рыбацкой и сети Январь 2017 Плотники МАДОУ
Планируемые результаты
Дети:
•У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.
•Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
•Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.
•Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Воспитатели:
• Расширение познавательного кругозора по результатам изучения тематических маршрутов по самостоятельным точкам (сформированное представление о природной зоне северный лес, о правилах безопасного поведения в природе, о этапах возникновения меда, о разных овощах, условиях выращивания, сбора и употребления урожая, о жизни коренных народов севера).
• Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
• Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
• Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
• В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
Сплочение детей, родителей и воспитателей
Родители:
• Обогащение уровня экологических знаний родителей.
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.
• Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.
Для всех:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные сценки.
Заключение
Для успешного построения экологической тропинки необходим комплексный подход к построению экотропы. С этой целью мы постарались объединить усилия специалистов МАДОУ, а также педагогов и родителей детей.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое обеспечение: педагог-организатор экологии, педагоги воспитатели, служба хозяйственной части.
Материально - техническое оборудование: Макеты птиц и зверей, модели растений различных экосистем. Модели ульев.
Технологичность проекта
Для проведения проекта разработан Паспорт проекта, результат проведения проекта отслеживается на всех этапах. Нами разработаны серии занятий по «Экологической тропе», план-модель экологической недели, экскурсии-наблюдения, экскурсии-прогулки, экологические турнир, КВНы, утренники, паспорта видовых точек экологической тропы, картотеки опытов и экспериментов.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию по отношению к природе.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
2. Рыжова Н. А «Экологическое развитие детей в детском саду»
3. Николаева С. Н. «Эколог в детском саду. Программа повышения квалификации дошкольных работников».
4. Николаева С. Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами»
5. Николаевой С. Н «Юный эколог».
6. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево».
7. Машкова С. В. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе»