Елена Чаус
Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы и ее актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания детей вышла на первый план, ей уделяется все больше и больше внимания. Это связано с тем, что современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Они неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование должно начинаться с природных объектов ближайшего окружения. Также очень важно с раннего возраста воспитывать у детей неравнодушное отношение к природе, желание беречь и охранять ее.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем детском саду экологическое воспитание интегрировано во все виды детской деятельности и направлено на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Мы стараемся сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить это можно создав развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять взаимосвязи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями природы, активно взаимодействовать с ними. Именно таким составным компонентом РППС и является экологическая тропа.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где дети могут общаться с природой, наблюдать природные явления, восхищаться красотой окружающего. Чтобы решить задачи экологического образования детей дошкольного возраста при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, труд в природе, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Экологическая тропа – это средство не только экологического, но и нравственного, и эстетического, и трудового воспитания. Именно этому и посвящен данный проект.
Цель проекта : формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи проекта :
образовательные:
• формировать систему экологических знаний и представлений, познавательную активность, нормы правильного поведения в природе в процессе деятельности в зоне экологической тропы;
• продолжать знакомить с разнообразными объектами живой и неживой природы, их взаимосвязями;
• способствовать развитию эстетического восприятия природы;
• формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
• активизировать речь и пополнить словарный запас детей;
развивающие:
• развивать познавательный интерес;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• развивать стремление к здоровому образу жизни;
• развивать умения и навыки по уходу за растениями;
• развивать первоначальные географические представления, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности;
воспитательные:
• воспитывать осознанное отношение и любовь к природе, интерес и заботу ко всему живому, нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе;
• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Сроки реализации: май-август 2017г.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, родители воспитанников.
Автор и руководитель проекта : воспитатель Чаус Е. В.
Планируемые результаты:
• формирование экологической культуры воспитанников;
• расширение знаний и представлений детей о природе родного края, правилах поведения в природе;
• умение вести наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
• формирование у детей уважительного отношения к труду;
• активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности.
• Подбор художественной литературы, интернет-ресурсов.
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, репродукции, интернет-ресурсов.
• Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
• Объяснение цели проекта детям.
• Выбор хозяйки тропы Каркуши – сказочного персонажа (вместе с детьми).
• Вовлечение родителей в реализацию проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
• проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др.);
• закрепление знаний об овощных культурах, выращиваемых в регионе;
• посев и высадка рассады овощных и цветочных культур, уход за растениями;
• наблюдение за ростом и развитием растений;
• установление связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек;
• обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;
• совместная деятельность воспитателя с детьми по изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка;
• заучивание песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок;
• экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке;
• дидактические игры природоведческой тематики;
• сбор фотоматериалов.
Май:
Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
Разработка маршрута.
Работа на тропе :
• Беседы: «Как прекрасен этот мир», «Вода и растения», «Солнце и растения», «Человек и растения», «Цветы на нашем участке», «Какую пользу приносят птицы».
• Наблюдения: «Какой бывает почва», «Такие разные семена», «Первые листочки и росточки».
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Строение семян», «Свойства почвы», «Где лучше расти?», «Если долго не поливать растения».
• НОД: «Зачем нужна почва», «Мы сажали огород», «Семена-росточки» (рисование, «Деревья и кустарники на нашем участке» (аппликация).
• Дидактические игры: «Что где растет?», «Узнай и назови (птицы)», «Что за растение?», «С какого дерева листок», «Что сажают в огороде», «Кто как поет?».
• Акция «Скворечник».
• Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде», В. Катаев «Цветик-семицветик»; заучивание стихотворений, загадок, потешек, пословиц и поговорок о природе.
• Ознакомление с особенностями ухода и выращивания растений для огорода и цветников.
• Выбор семян (тагетес, календула, астра, цинния, георгин однолетний, томаты, огурцы).
• Разравнивание почвы граблями, разбивка грядок.
• Оценка температурного и светового режима.
• Высаживание рассады цветов (тагетес, календула, георгин однолетний, астра, цинния) и томатов.
• Посадка картофеля.
• Регулярный полив и рыхление почвы.
• Выборочная прополка.
Июнь:
Составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
Работа на тропе :
• Беседы: «Береза – символ России», «Цветы-синоптики», «Кто наши помощники в огороде? (орудия труда)», «Сорняки – наши враги», «Домашние животные».
• Наблюдения: «Птицы на нашем участке», «Сухая и влажная почва», «Береза летом», «Как прорастают семена?», «Божья коровка».
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства воды», «Как передвигается вода в почве?», «Рассматривание бересты под лупой».
• НОД: «Фрукты на тарелке» (лепка, «Цветочная поляна» (аппликация, «Божья коровка».
• Дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Отгадай и назови (насекомые)», «Кто чем питается? (птицы)», «Подбери похожие слова», «С чьей ветки детки? (фрукты)», «Подбери помощника» (орудия труда)».
• Составление сказок: «О дереве», «О цветах», «О насекомых», «О птицах».
• Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Бабушкин огород», В. Кудлачев «Баба сеяла горох», В. Бианки «Лесные домишки», А. Аксаков «Аленький цветочек», С. Есенин «Береза».
• Регулярный полив и рыхление почвы.
• Периодическая прополка огорода и цветников.
• Окучивание картофеля.
Июль:
Составление паспорта экологической тропы.
Работа на тропе :
• Беседы: «Вредные и полезные насекомые», «Муравьишки», «Цветы и насекомые», «Что нужно для хорошего урожая?», «Растения луга», «Садовые и луговые растения».
• Наблюдения: «Дождевой червяк», «Вредители картофеля», «Ветер-опылитель», «Насекомые», «Сравнение рябины и березы».
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Нужен ли корням растений воздух?», «Запасливые стебли», «Нужно ли тепло растениям?», «Изучение свойств древесины».
• НОД: «В гости к Чиполлино» (рисование, «Фрукты в банке» (аппликация, «Гусеница на листке» (лепка).
• Дидактические игры: «Овощи» (лото, «Назови ласково (насекомые)», «Третий лишний (птицы)», «К названному дереву беги», «Опиши, я отгадаю (цветы)», «Летает – не летает» (насекомые)».
• Чтение художественной литературы: Г. Рукосуева «Что же баба засолила?», Е. Раннева «Помидор-светофор», Н. Анишина «Овощной спор», Ю. Тувим «Овощи», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
• Полив и рыхление почвы.
• Прополка огорода и цветников.
Август:
Составление рекомендаций по работе с детьми.
Работа на тропе :
• Беседы: «Бабушкин огород», «Лекарственные растения», «Вкусно и полезно», «Запасы на зиму», «Люблю березу русскую».
• Наблюдения: «Солнце по небу гуляет», «Летний дождик», «Сеньор Помидор», «Наблюдение за березой в ветреную погоду», «Труд взрослых на огороде», «Урожай собирай».
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Как растение дышит?», «Свойства воздуха», «Хитрые семена», «Чудесные плоды», «Изучение строения и распространения семян березы».
• НОД: «Труд овощеводов и садоводов», «Витамины с грядки» (рисование, «Мое любимое дерево в разные времена года» (рисование, «Урожай собирай и в корзинку запасай» (аппликация, «Стрекоза и муравей» (лепка).
• Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Добрые слова», «Что за растение? (лекарственные растения)», «Кто где живет (животные)», «Съедобное – несъедобное», «Вершки – корешки».
• Чтение художественной литературы: Д. Родари «Приключения Чиполлино», И. Крылов «Стрекоза и муравей», русская народная сказка «Мужик и медведь».
• Составление рассказов: «Наш огород», «Как ухаживать за растениями», «Урожай собирай».
• Полив и рыхление почвы.
• Прополка огорода и цветников.
• Сбор урожая томатов и картофеля.
Работа с родителями:
• Оказание помощи педагогам в реализации проекта.
• Рекомендовать родителям:
- провести беседы с детьми о сельском хозяйстве, труде взрослых;
- почитать художественную литературу о природе;
- рассмотреть картинки и иллюстрации с животными, овощами и фруктами, уборкой урожая, сельхозработами;
- провести прогулки и походы с детьми на природу с целью наблюдения за сезонными изменениями, жизнью растений и животных, воспитания бережного отношения к ним;
- привлекать детей к посильной помощи на огороде, даче.
3. Заключительный этап.
• Акция «Скворечник».
• Итоговая НОД «Путешествие по экологической тропе».
• Паспорт экологической тропы.
• Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.
• Подведение итогов работы на экологической тропе (обобщение опыта работы, выступление на семинаре).
Результаты работы. Выводы
В ходе подготовки и реализации проекта :
• у детей развивается познавательный интерес к объектам природы и опытно-экспериментальной деятельности;
• расширились знания и представления детей о природе родного края, правилах поведения в природе;
• сформированы элементарные представления об агротехнике выращивания и биологических особенностях культурных и цветочных растений;
• развивается творческое и интеллектуальное мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения;
• реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
• у детей сформировано уважительное отношение к труду;
• снизился уровень заболеваемости детей;
• эмоциональная сфера обогатилась положительными эмоциями;
• повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей.