Людмила Моисеева
Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Поход в рощу «Экологическая тропа»
(спортивно-экологический квест с участием родителей,
разновозрастная группа ЗПР)
Цель:
Создание условий для повышения экологической грамотности детей через правильное взаимодействие с окружающей природой.
Публикация «Спортивно-экологический квест с участием родителей „Поход в рощу, Экологическая тропа“ (разновозрастная группа детей с ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2019
Задачи:
1. Создать условия для закрепления знаний детей о правилах поведения в природе, умения определять деревья и листья к ним, лекарственные растения, отгадывать загадки, названия птиц, активизации речи.
2. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.
3. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
4. Воспитывать у семей интерес к физической культуре и спорту, выполнять физические упражнения слаженно, дружно в парах с родителями.
Материалы и оборудование: Сорока с письмом, корзины под листья и шишки, кормушки, изображения птиц - зимующие и перелетные, эмблемы для команды «Пчелки», таблички - экологические знаки в природе, витамины С, спортивное оборудование.
Предварительная работа: оформление мини-проектов «Мое лето», «Мы за ЗОЖ», альбомов «Обитатели Сибирского леса», «Лекарственные растения Сибири», папка-передвижка «Экологические знаки»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; целевые прогулки по территории детского сада, наблюдения за деревьями и кустарниками, явлениями природы, цветниками, знакомство с лекарственными растениями Сибири, разучивание стихотворений (родители и дети).
- Оснащение эколого-развивающей среды в группе, позволяющей работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально: альбомы «Обитатели Сибирского леса», «Лекарственные растения Сибири», папка-передвижка «Экологические знаки»;
Консультации для родителей «Детям о лекарственных растениях», с родителями: оформление мини-проектов «Мое лето», «Мы за ЗОЖ», подготовка атрибутов к соревнованиям, сувениры детям, эмблемы для команд, султанчики, изготовление экологических знаков:
• Не топтать цветы, травы, грибы.
• Не мусорить.
• Не ломать деревья.
• Не оставлять не затушенных костров.
• Не шуметь, не включать громко музыку.
• Не разорять птичьи гнезда.
• Не ловить насекомых.
• Ходить по тропинкам.
Ожидаемый результат. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволит работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
«Экологическая тропа» поможет формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повысит уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово. Ведущий: - Доброе утро уважаемые взрослые и дети! Сегодня мы с вами отправились в поход в нашу замечательную рощу и проверим, насколько вы дружите с природой и спортом.
Мы попали в красивое царство «Природы», в котором дружно живут и птицы, и звери, и разные растения. А пришли мы сегодня сюда не случайно. К нам прилетела Сорока - белобока и принесла письмо, давайте прочитаем его: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые детского сада 77, мы, жители рощи, огорчены тем, что нашу рощу затоптали и замусорили туристы. Они ходят везде и разрушают наш дом, оставляют не затушенные костры. Чтобы этого больше не было надо для них проложить экологическую тропу со знаками, по которой можно будет легко гулять по роще и не помешать нам, её жителям. Мы приготовили вам подсказки»
- Чтобы помочь жителям рощи, мы устроим игру-путешествие под девизом: (дети говорят девиз хором)
«Родную природу, любимый наш край,
Всем сердцем люби, береги, охраняй!»
Наша роща является естественным местом обитания для 235 видов высших сосудистых растений, одного вида земноводных, трех видов рептилий, 14 видов млекопитающих, 127 видов птиц, в том числе перелетных. Многие из низ внесены в Красную книгу России и Иркутской области. Это очень высокий показатель для города Иркутска.
II. Основная часть.
Ведущий: - «По тропинке мы пойдём, что-то новое найдём?»
Остановка №1 «Птицы нашего края»
- Чтобы проложить экологическую тропинку надо, пройти по узкой лесной тропинке и не потеряться. Команды строятся друг за другом большой змейкой и идут по узкой тропинке.
(ходьба змейкой: родители вместе с детьми держатся друг за друга и как можно быстрее проходят по извилистой тропинке к кормушке)
- Посмотрите, что это? (кормушка). Для чего она нужна? (подкармливать птиц)
В нашей роще живут разные птицы: на деревьях и кустарниках, а некоторые и на земле строят дом-гнездо. Есть птицы зимующие и перелетные. Но здесь все птицы перепутались, надо разделить их.
(родители вместе с детьми делят на перелетных и зимующих)
- Нельзя разорять птичьи гнезда!
(показ и закрепление на экологической тропе знака)
Наша роща получила статус особой охраняемой зоны еще в 2012 году при активном содействии депутата Андрея Лабыгина. Создание особой охраняемой территории позволяет не только сохранить рощу для следующего поколения, но и увеличить разнообразие флоры и фауны.
Остановка №2 «Спортивная площадка».
Ведущий: - «По тропинке мы пойдём, что - же дальше мы найдём?»
В рамках программы «Формирование комфортной городской среды» нашу рощу благоустроили. Выделили три разные зоны: для отдыха, для занятий подвижными видами спорта и пешеходной. На территории рощи проложили дорожно-тропиночную сеть, установили ограждение, поставили парковые скамьи, оборудовали спортивные площадки с уличными тренажерами, где каждый житель Синюшиной горы может улучшать свое здоровье. Чтобы всегда был порядок,
нельзя оставлять мусор в лесу!
2. Конкурс «Чтоб здоровье сохранить, надо спортом заниматься!»
- Чтобы проложить экологическую тропу дальше надо преодолеть препятствия – посмотрите, сколько здесь разных тренажеров. Надо их освоить, папы и мамы помогите ребятам, следите, чтобы дети были в безопасности.
(родители помогают детям освоить разные тренажеры)
Остановка №3 «Синюшинская роща»
Ведущий: - «По тропинке мы пойдём, что - же дальше мы найдём?»
- Ведущий: При участии иркутян и нас, местных жителей провели озеленение — высадили более трех тысяч саженцев пихты. Эту аллею посвятили 100-ей годовщине Ленинского комсомола.
Вот и в этом году 25 мая 2019 г. все желающие смогли принять участие в акции «Посади дерево - подари планете жизнь».
3. Конкурс «Узнай деревья».
- Чтобы проложить экологическую тропу дальше надо преодолеть разные препятствия – посмотрите, сколько здесь разных деревьев, их невозможно узнать, давайте попробуем их назвать, что это за дерево.
(Родители помогают назвать деревья)
- В лесу надо ходить осторожно, внимательно вслушиваясь и всматриваясь, соблюдая правила поведения в лесу:
не ломать ветки деревьев, не оставлять непотушенных костров!
(показ и закрепление на экологической тропе знаков).
Остановка №4 «Муравейник»
Ведущий: - «По тропинке мы пойдём, что - же дальше мы найдём?»
Послушайте загадку:
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (муравейник)
(показ и наблюдение за муравейником)
4. Конкурс-викторина «Угадай – ка!»
- За каждый правильный ответ аплодисменты.
Вопросы викторины:
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
3. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
4. У кого на сучке кладовая? (У белки).
5. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
6. Растет ли дерево зимой? (Нет)
7. Сколько ног у паука? (Восемь)
8. Что ест зимой медведь? (Ничего, он спит)
9. Как называется дом белки? (дупло)
10. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
Лес – это большой дом.
В нем не надо рвать и топтать цветы, травы, грибы, разрушать муравейники!
(показ и закрепление на экологической тропе знаков)
Остановка № 5 «Обитатели рощи»
5. Конкурс «Не беспокой обитателей рощи!»
- Теперь, когда с деревьями разобрались, спортом позанимались, муравейник посмотрели, давайте вспомним, а кто же живет в нашей роще?
Загадка: Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
- Давайте, тихо постоим и понаблюдаем за белочками, а потом покормим их.
- Чтобы обитателем леса хорошо жилось
в лесу надо ходить тихо, не шуметь, не включать громко музыку!
(показ и закрепление на экологической тропе знаков).
Остановка №6 «Полезная полянка»
6. Конкурс «Порядок – прежде всего!» А теперь внимание! Ребята, мы с вами хорошо погуляли в роще. - Посмотрите, сколько листьев нападало на эту полянку, давайте наведем порядок – соберем листья и шишки в корзинки, засушим и сделаем из них красивые осенние поделки.
(Дети собирают листья в корзинки родителям)
- Вот, как чисто стало! Хочу еще раз повторить, что лес – это большой дом.
В нем не надо мусорить, топтать цветы, траву, грибы, разжигать костры, ломать деревья, надо ходить по тропинкам.
Давайте повесим последний знак, что
надо ходить только по тропинкам!
(показ и закрепление на экологической тропе знака)
Дети рассказывают стихотворение:
«Лесные правила» (Н. Рыжова)
1-ый ребенок: Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
2-ой ребенок: Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
3-ий ребенок: Ветки ели не ломай.
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
4-ый ребенок: Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Хором: Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
- Ведущий: - Ну что же, давайте поблагодарим всех участников этого спортивного квеста, пожелаем дальнейших успехов в экологическом и спортивном воспитании. Мы оказались все сильные и ловкие, поэтому у нас сегодня побеждает ДРУЖБА! А сейчас предлагаю подкрепиться.
(организовать перекус и вручение сюрпризов - витамины)