Рахимова Ирина Равильевна
Проект «Всё обо всём с Самуилом Яковлевичем Маршаком» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатели, родители, работники библиотеки, музыкальный руководитель
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Всё обо всём с Самуилом Яковлевичем Маршаком“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Дети в старшем дошкольном возрасте усваивают получаемую информацию об окружающем мире стремительными темпами. Они интересуются миром чисел и букв; продолжают формироваться нравственные качества; дети учатся общаться в разных социальных ситуациях; появляется устойчивый интерес к книгам, стремление к знакомству с новыми произведениями, желание обсудить и проиграть те сюжеты, которые наиболее привлекли их внимание.
В связи с этим творчество С. Я. Маршака наиболее соответствует потребностям в освоении многих сторон жизни ребенком. Писатель большую часть своих произведений посвятил детям. Они насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств. Познакомившись с произведениями писателя, дети начинают использовать в своей речи наиболее понравившиеся строчки. Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.
В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака была выбрана тема данного проекта.
Цель проекта:
Создать условия для знакомства детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. Я. Маршака. Продолжить работу по приобщению к миру художественной литературы, формированию любви к книге, чтобы воспитывать положительные качества характера на примере поступков героев произведений писателя. Обогатить духовный мир детей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям. Развивать свободную творческую личность ребенка.
Задачи проекта:
- познакомить с миром произведений С. Маршака;
- обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир;
- развивать познавательные и умственные способности, речь детей;
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- способствовать развитию театральной деятельности детей через игры-драматизации;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
Планируемые результаты:
1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
2. Формирование воспринимать книгу не только как развлечение, а как источник знаний;
3. Знакомство с библиотечным делом;
4. Оформление в книжном уголке группы выставки, посвященной творчеству С. Маршака (книги, портрет писателя, книги-самоделки, рисунки и поделки);
5. Подбор фонотеки и видеотеки с произведениями писателя;
6. Организация игр-драматизаций и обогащение театрального уголка в группе;
7. Активизация родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- подбор литературы, знакомящей с творчеством С. Я. Маршака;
- оформление презентации для детей «Знакомьтесь: С. Я. Маршак»;
- закрепить знания детей о творчестве детских писателей В. Сутеева, К,Чуковского;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, загадок;
- оформление читательского уголка;
- выбор методов и средств для решения поставленных задач и достижения цели;
- включение родителей в предстоящую работу;
- предложить родителям анкету по данной теме с целью выявления у них значения художественной литературы в семье: Читаете ли вы детям книги? Какие книги нравятся вашему ребенку? и т. д.
2. Основной этап
Работа с детьми
А) познавательная область
- знакомство с автором и чтение его произведений;
-презентация «Знакомьтесь: С. Я. Маршак»;
- беседа «Сказки и стихи народов мира в переводе С. Маршака»;
-познавательная викторина «Любимые книги К. Чуковского, В. Сутеева, С. Маршака»;
-организованный поход в библиотеку и создание фото-отчета на стенде для детей и родителей «Мы и книга»;
- беседа «Что я знаю о театре»;
- формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
- формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
Б) речевая область
- формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, на основе произведения «Детки в клетке»;
- д/и «Расскажи до конца»; «Что сначала, что потом?»;
- вечер загадок «Всё обо всём»;
- разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»;
-разучивание считалок «Вышли мыши как-то раз», «Я – мышонок, ты – хорёк»;
-чтение сказок С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», а также веселых стихов «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Багаж», «Почта», «Пожар», цикл «Цирк», «Мастер-ломастер»;
-знакомство с переводами С. Маршака: «Робин-Бобин», «Перчатки», «Три маленькие феечки», «Дом, который построил Джек» и др.
В) социально-коммуникативная область
- разыгрывание диалогов и ситуаций о театральной этике;
-экскурсия в библиотеку, знакомство с профессией библиотекарь;
- знакомство с профессией почтальон на примере стихотворения «Почта»;
- показ инсценировки «Сказка о глупом мышонке» для детей средней группы (дети и воспитатель);
- беседы по произведениям о необходимости соблюдения техники пожарной безопасности («Кошкин дом, «Пожар») ; о правилах поведения с незнакомыми людьми («Сказка о глупом мышонке»);
- закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, в транспорте
- организация работы по ремонту книг;
- воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»
- развитие умения распределять роли в с/р «Библиотека», «Почта».
Г) физическая область
- разучивание игр по сказкам С. Я. Маршака «Уголки», «Горелки», «Чехарда»;
- подвижные игры «Кошки-мышки», «Море волнуется…», «Запрещенное движение»;
-пальчиковые игры «Мыла мышка мышонка мылом», «Слова», «Мышка и кошка», «Что принес нам почтальон».
Д) художественно-эстетическая область
- изготовление костюмов, атрибутов и декораций к драматизации по сказке.
-создание коллективной книжки-самоделки «Загадки С. Маршака»;
- рисование «Веселые клоуны»
- обрывная аппликация по мотивам стихотворения «Где обедал воробей?»
- конструирование «Вокзал»
- лепка – коллективная работа «Зоопарк»
- совместное оформление выставки детских работ педагогами и детьми.
-прослушивание аудиосказок «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Багаж»;
-изготовление атрибутов к играм в почту («Конверт») и библиотеку (книжки-малышки)
Работа с родителями
- организация выставки рисунков к произведениям С. Я. Маршака;
- консультация «С. Я. Маршак для детей»;
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- памятка для родителей «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»;
- помощь в подготовке костюмов к спектаклю «Сказка о глупом мышонке»;
- анкета для выявления уровня сформированности читательских интересов детей;
- родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в становлении личности ребенка».
Подведение итогов
Оформили книжный уголок, посвященный творчеству С. Маршака
Познакомились во время экскурсии со спецификой работы библиотеки; дети получили новые знания и впечатления. Результатом посещения детской библиотеки им. А. Гайдара стала организация и проведение с/р игры "Библиотека", создание атрибутов для игры.
Оформление книжки-самоделки "Загадки С. Я. Маршака"
Проиллюстрировали стихотворение из серии "Детки в клетке" "Где обедал Воробей?". Использовали обрывную аппликацию.
(см. публикацию "Аппликация по мотивам стихотворения С. Маршака "Где обедал воробей?")
Рисовали весёлых клоунов после знакомства с произведением "Цирк"
Инсценировка "Сказки о глупом мышонке". Показ сказки детям средней группы.
Родительское собрание. Тема "Роль художественной литературы в становлении личности ребенка".
Рефлексия
Планирую продолжить знакомить детей с произведениями С. Маршака. В ближайшее время хотелось бы познакомить с пьесой «12 месяцев», ведь эта сказка также богата познавательным материалом, оказывает огромное влияние на нравственное воспитание детей.
Также в планах создать отдельный проект по правилам безопасности на основе произведений «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Мяч», «Мастер-ломастер».
Необходимо продолжить работу по оформлению атрибутов к с/р играм «Почта», «Библиотека», «Вокзал».
В перспективе организация показа инсценировки для родителей по мотивам произведений С. Маршака с участием детей.
Хотелось бы оформить папку передвижку, посвященную творчеству писателя. Также планирую создать лэпбук «С. Маршак для детей».
Продолжить знакомство с другими отечественными детскими писателями – Н. Носовым, Э. Успенским, В. Драгунским.
Организовать акцию для родителей «Книга в подарок детскому саду» с целью пополнения уголка для чтения в группе произведениями отечественных авторов.