Ольга Афанасьева
Проект «Времена года» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной к школе группе «Времена года».
Тема проекта : «Времена года».
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, творческий.
Длительность проекта : долгосрочный.
Публикация «Проект „Времена года“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Срок реализации проекта : с августа 2024 года по май 2025 года.
Участники проекта : воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта :
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого, эстетического развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и интернету, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.
Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.
Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную и речевую деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Цель проекта : обобщить представления о временах года по признакам сезона; развивать доброе отношение ко всему окружающему миру; развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности; повысить эффективность детско-родительских отношений.
Задачи проекта :
- развивать умение определять время года по отличительным особенностям;
- развивать мышление, внимание, память;
- закреплять умение определять и называть характерные черты времен года, рассказывать о временах года; отвечать на вопросы полными предложениями, пользоваться словами обозначающими предметы и действия, активизировать глаголы и прилагательные, подбор синонимов и антонимов; активизировать в речи сложные формы предложений, углублять интерес к литературе;
- развивать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, понимание содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция);
- развивать художественный вкус, умение работы различными изобразительными техниками и материалами, способности к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, умение оперировать различной техникой выполнения работ, интегративных качеств (любознательный, активный, отзывчивый);
-воспитывать бережное отношение к природе;
- увеличить степень участия родителей в жизни детского сада.
Предполагаемый результат:
- расширение представлений о времени года (сезонные изменения в природе, признаки, дары);
- развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие самостоятельной, творческой личности;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с жанрами фольклора и художественной литературы данной тематики;
- воспитание у детей чувства любви к родной природе.
Продукт проектной деятельности :
- выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке;
- иллюстрации для детей «Времена года», «Изменения в жизни животных в разные периоды года»;
- организация предметно-развивающей среды;
- альбом «Времена года», «Наблюдение за сезонными изменениями растений на прогулочном участке»;
- изготовление макета-дерева «Времена года»;
- картотека дидактических и подвижных игр.
Этапы проекта :
Подготовительный :
- разработка проекта по теме «Времена года»;
- оформление уголка природы;
- заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;
- подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года»;
- разработка конспектов;
- подбор иллюстраций, картин, музыкальных произведений, дидактических игр;
- подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
Основной (практический) :
• Наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• прослушивание музыкальных композиций;
• ведение фоторепортажа;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;
• экскурсии и целевые прогулки;
- проведение занятий, развлечений, утренников
Итоговый:
В ходе реализации проекта занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволит дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с окружающим и изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями способствует:
- формированию и накоплению у детей конкретных представлений о временах года, об изменениях в живой и неживой природы;
- развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребёнка;
- увеличивается активный словарь детей, развиваются коммуникативные качества.
Перспективный план долгосрочного проекта
Июнь - август
- Беседы: «Беседа о лете», «Мои летние путешествия по Липецкой области и Липецку», «Как я провел лето?», коммуникативное общение «Польза насекомых», «Фото на память, вместо сорванных цветов», «Польза насекомых»;
- наблюдения в природе;
- разучивание песен о лете;
- закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы, знакомство с народным календарем;
- слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А. Вивальди «Времена года»;
- изготовление поделок из природного и бросового материала;
- пословицы и поговорки про лето, стихи;
- Заучивание наизусть:
В. Балашов «Что такое лето?»
В. Берестов «Весёлое лето»
В. Орлов «Почему лето короткое»
Г. Лагздынь «Вот и лето»
О. Высотская «Одуванчик»
Р. Сеф «Зонтики»
Э. Успенский «Как мы проводили время»
- изобразительная деятельность: ««Лето»», конкурс рисунков на асфальте «Разноцветный мир», «Береза», «Липы в парке», «Пчелы на лужайке», «Яблочки на тарелочке», «До свидания, лето!»;
- аппликация, лепка: «Веточка березы на окне», «Венок из ромашек», «Пчелка»;
- ручной труд: «Одуванчик», «Улей», «Стрекозы»;
- рассматривание фотографий «Красоты Липецкой области»;
- развлечение «Яблочки медовые», музыкальный праздник «До свиданья, лето!»;
- дидактические игры: «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей»;
- рассказы-описание по схемам, алгоритмам;
- словесно-речевые игры: «Какое время года?», «Что дальше?», «Когда это бывает?», «Узнай предмет по описанию», «Скажи по-другому», «Найдите, что опишу», «Кто больше слов придумает», «Один - много»;
- подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко», «Мы на луг ходили», «Солнце, дождик, ветер», «Собираем урожай»;
- игры с природным материалом: песок, вода, листья, прутики и ветки деревьев;
- наблюдения в природе;
- создание альбома «Времена года» : «Наше лучшее лето».
Сентябрь-ноябрь
- беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»;
- занятия: «Дары осени», «Животные наших лесов», «Осенние деревья», стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
- закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы, знакомство с народным календарем;
- рассматривания иллюстраций художников: С. Брусилов «Осень на реке детства», В. Поленов «Золотая осень», В. Коркодым «Золото осени», И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Ранняя осень», А. Дубровин «Моя щедрая осень прощай до поры», Е. Волков «Поздняя осень», А. Мицник «Поздняя осень»;
- чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет;
- рассказы-описание по схемам, алгоритмам;
- заучивание стихотворений: В. Степанова «Следом за летом осень идет», И. Бунина «Листопад», А. Н Плещеева «Осень наступила…», С. Есенина «Нивы сжаты…», Е. Трутневой «Осень», А. Блока «Зайчик»;
- дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Вершки-корешки», «Подбери одежду для прогулки»;
- словесно-речевые игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Так бывает или нет?»;
- подвижные игры: «Картошка», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк»;
- хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Огородная хороводная», «Васька - кот»;
- познавательно-исследовательская деятельность: игры с природным материалом (шишки, листья, каштаны и др.);
- прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень»;
- занятия по изобразительной деятельности:
* рисование: «Деревья смотрят в озеро», «Натюрморт из осенних плодов», «Такие разные зонтики»;
* лепка: «Улитка», «Фрукты – овощи», «Грибное лукошко»;
* аппликация: «Волшебный колосок», «Осенние картины», «Кто живет в лесу?»;
- культурно-досуговая деятельность: Конкурс чтецов «Осенние мотивы», осенний утренник «Веселая ярмарка»;
- сюжетно-ролевая игра «Дачники. Домашнее консервирование»;
- наблюдения в природе;
- экскурсии в БИЦ «Рудничный», наблюдение за изменениями растений и деревьев встречающихся по пути;
- создание альбома «Времена года» : «Моя осень»;
- взаимодействие с семьей: изготовление поделок к выставке из овощей и фруктов «Веселый урожай»; помощь в подготовке атрибутов к утреннику и создании альбома «Времена года».
Декабрь-февраль
- беседа о зиме «Зимние братья»;
- рассматривание иллюстраций художников по теме «Зима» : И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Шишкин «Зима», Васнецов А. М. «Зимний сон», Юон К. Ф. «Русская зима. Лигачево», Жуковский С. Ю. «Зима»;
- чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Беличья память», И. Соколов-Микитов «Тетерева», русская народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», К. Ушинский «Проказы старухи Зимы», А. Усачев «Школа Снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Лето в Дедморозовке», «Всё о Дедморозовке», «Почта Деда Мороза», «Путешествие на Айсберге»;
- заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает», С. Есенин «Береза», И. Никитин «Встреча зимы», К. Бальмонт «Снежинка»;
- занятия: «Здравствуй, зимушка-зима», «Зимовье зверей», «Мы друзья-зимующих птиц», «Беседа о зимнем лесе», «Зимние забавы», «Новый год у ворот», «Новый год идет, Рождество ведет», «О традициях и обычаях на Руси с Рождества до Крещения», рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке», рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» и В. И. Одоевского «Мороз Иванович»;
- изобразительная деятельность: «Дремлет лес под сказку сна», «Елочка нарядная»;
- аппликация, лепка: «Пингвины на льдине», «Как мы играем зимой», «Цветочные снежинки», «Наступает новый год»;
- закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы, знакомство с народным календарем;
- сюжетно-ролевая игра «Путешествие с Дедом Морозом»;
- культурно-досуговая деятельность: развлечение «Зимушка-зима», «Рождественские Святки», новогодний утренник, викторины по сказкам А. Усачева про Дедморозовку;
- дидактические игры: «Разноцветный сундучок», «Кто кем был или что чем было», «Какая бывает собака?», «Доскажи словечко», «На чем дети катаются»;
- словесно-речевые игры: «Так бывает или нет?», «Карусель», «Какое время года?»;
- рассказы-описание по схемам, алгоритмам;
- подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Попади снежком в круг», «Мороз – Красный нос», «Снежная королева», «Снежная карусель»;
- познавательно – исследовательская деятельность со снегом и льдом;
- прослушивание аудиозаписей П. Чайковский «Декабрь», В. Шаинский «Снежинки»;
- наблюдения в природе;
- создание альбома «Времена года» : «Моя осень»;
- взаимодействие с семьей: изготовление поделок для выставки «Вместо – ёлочки букет»; привлечь к участию в марафоне «Весело проводим Старый год! В ожидании нового…», помощь в подготовке атрибутов к утреннику, украшению группы и создании альбома «Времена года», изготовление кормушек.
Март-май
- беседа на тему «Весна пришла»;
- рассматривание иллюстраций художников по теме «Весна» : Куинджи А. И. «Ранняя весна», Левитан И. И. «В начале марта», Саврасов А. К. «Грачи прилетели», Остроухов И. С. «Ранняя весна», Левитан И. И «Весна. Большая вода», И. Остроухов «Первая зелень»;
• чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», К. Ушинский «Ласточка», «Пришла весна» Толстой Л. Н., «Весна» Толстой А. Н., «Весна» Ушинский К. Д., В. В. Бианки «Как звери и птицы весну встречают», «Три весны», «Апрель», «Большие и маленькие» Чарушин Е. И., «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов Н. А., И. С. Соколов-Микитов «Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу», М. М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену», Н. И. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов», Э. Шим «Чем пахнет весна», «Камень, ручей, сосулька и солнце», В. А. Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца», «Девочка и ромашка», Г. А. Скребицкий «Лесной голосок»;
- разучивание стихотворений А. Плещеев «Весна»; С. Маршак «Весенняя песенка», И. Токмакова «Весна», Е. Серов «Подснежник», Г. Новицкая «Вскрываются почки»;
- занятия: «Первоцветы», «Встречаем птиц» + «Птичий город на деревьях», Рассматривание пейзажной картины «Весна»;
- изобразительная деятельность: «Ранняя весна», «Заря алая разливается»;
- аппликация: «Весна идет»
- сюжетно-ролевая игра «Пасека»;
- закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы, знакомство с народным календарем;
- культурно-досуговая деятельность: Масленица - чаепитие, развлечение «Видеопоздравление для мам», «Весеннее настроение», весенний утренник;
- дидактические игры: «Разноцветный сундучок», «Кто кем был или что чем было», «Угадай дерево по листу»;
- словесно-речевые игры: «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто в домике живет?»;
- рассказы - описание по схемам, алгоритмам;
- подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Паук и муха», «Золотые ворота»;
- познавательно – исследовательская деятельность с природным материалом;
- прослушивания аудиозаписей П. И. Чайковский «Времена года» : «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи»;
- наблюдения в природе;
- экскурсии в БИЦ «Рудничный», наблюдение за изменениями растений и деревьев встречающихся по пути;
- создание альбома «Времена года» : «Улыбка весны»;
- взаимодействие с семьей: привлечь к подбору бросового и природного материала, к высадке цветов на участке, к изготовлению поделок, созданию альбома «Времена года».
Список литературы:
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. - М. : ВАКО
- Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
- Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой— 3-е изд., испр. и доп. — М. 2005г.