Екатерина Батманова
Проект «Времена года» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Времена года»
Тип проекта : Творческий.
Продолжительность проекта : Долгосрочный
Сроки реализации проекта : Сентябрь-май
Участники проекта : воспитанники младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 3-4 года
Публикация «Проект „Времена года“ для младшей группы» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Актуальность: Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Именно в дошкольном возрасте формируется любовь к Родине, родному краю, родной природе. Поэтому важно не упустить это время и своевременно развивать экологическое сознание ребенка.
Гипотеза: Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:
• накоплению у детей представлений о временах года
• формированию интереса к природе и бережного отношения к ней
• развитию речи у детей, активации словаря
• развитию у них умения рассуждать, наблюдать
• формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности
• а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка.
Объект исследования: воспитанники 2 младшей группы.
Предмет исследования: времена года.
Цель: Сформировать элементарные представления о временах года. Создать положительное отношение к природе, умение разглядеть прекрасное в разное время года.
Задачи:
1. Обогатить представления детей о мире природы.
2. Сформировать позитивные установки к различным видам труда.
3. Развить умение замечать сезонные изменения в природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.
4. Развить собственный познавательный опыт.
5. Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
6. Развить связную речь, обогатить словарный запас.
7. Расширить перспективы развития исследовательской деятельности детей.
8. Поддержать детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
Предполагаемый результаты:
1. Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
4. Овладение связной речью, как средством общения.
Итог проектной деятельности : праздничное мероприятие «Корзина подснежников»
Продукт проектной деятельности : Книжка «Времена года».
Перспективный план.
Сроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями
I. Подготовительный этап
1.09.2019г – 10.09.2019г.
Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: подбор и анализ методической и художественной литературы, дидактических игр, игровых ситуаций, сюжетно – ролевых игр, подвижных игр.
Воспитатели группы.
II. Организационный этап
10.09.2019г – 20.09.2019г
Разработка проекта; разработка перспективного плана работы с детьми, с родителями; создание предметно-пространственной развивающей среды.
Анкетирование родителей «Что для вас совместное творчество с детьми?» Воспитатели группы.
III. Формирующий этап
20.09.2019 – 01.12.2019г
Блок 1 «Разноцветная осень» : сентябрь – ноябрь
Коммуникативная:
Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Д/игра «Что нам осень принесла».
Д/ игры: «Что растет в саду?», «Во саду ли во городе», «Когда это бывает?», «Чудесный мешочек»
Пальчиковые игры: «Вышел дождик на прогулку», «Солнышко, солнышко, посвети», «Засолка капусты», «Варим щи»
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме»
Рассматривание картин.
Игровая:
Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», «Овощной магазин», «Варим компот для мишки»
с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Зайкин огород», «Кукла идет гулять», «Мы грибники»
муз. дид. игра «Репка», «Дождик».
Познавательно-исследовательская:
Игра «Разложи овощи по корзиночкам»
Лото «Осень», «Овощи - фрукты», «Грибы – ягоды».
Чтение худ. лит-ры:
И. Бунин «Листопад»,
З. Александрова «Дождик»,
Плещеев «Листопад»,
Е. Бехлерова «Капустный лист»,
Сказка «Репка», «Чудесный листопад», «Урожай овощей», «Запасы хомячка», «Зернышки для воробья», «Медвежья постель».
Наблюдения на прогулке:
за осенними изменениями в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Наблюдение за осенними цветами, деревьями, листопадом, птицами, насекомыми, одеждой людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, почвой, тучами.
Продуктивная деятельность.
Раскрашивание «Морковка для зайчика». Лепка «Осенние листики». Аппликация «Осеннее дерево».
Рисование «Дождик». Аппликация «Яблоки». Лепка «Грибочки». Рисование «Листопад»
Трудовая деятельность.
Сбор листьев для гербария. Уборка территории от веток, упавших листьев. Сбор песка в песочницу.
Двигательная деятельность.
П/игра «Солнышко и дождик», «Листья», «У медведя во бору», «Ветер и листочки». Консультация
«Витамины с грядки»
Выставка поделок «Дары осени».
Папка-передвижка:
«Учим детей замечать изменения в природе»
Воспитатели группы
Итоговые мероприятия: Выставка поделок и рисунков «Осень золотая», осеннее развлечение «Поехали в лес».
01.12.2019г-1.03.2020г
Блок 2 «В гости к зиме»
декабрь – февраль
Коммуникативная.
Беседы на тему: «Пришел мороз-береги уши и нос», «Зимние забавы».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».
Дидактические и настольные игры: «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Времена года», «Зима», «Ручки греем», «Зима», «Зимние забавы», «Чудесный мешочек».
Игровая.
Игры- манипуляции, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры с фигурками диких животных. «Рукавичка», «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят».
Познавательно-исследовательская.
Игры с водой, дидактические игры: «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки»,
«Какой снежок?», «Собери снеговика», «Что бывает белым?»
Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?» Игра-опыт: «Цветной снег».
Чтение художественной литературы.
М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима», М. Г. Борисенко «Елочка», М. Клочкова «Снежинки». Е. А. Ульева «Зимой в лесу», «Злая вьюга», «Зеленая сосна», «Зимний сон ежика», «Рыбы подо льдом», «Снежная крепость», «Ледяная горка».
Наблюдения.
Наблюдение за: птицами, деревьями, прохожими, трудом дворника, погодой, снежинками, снегопадом, снегом, небом, гололедом, ветром, солнцем.
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Падает, падает снег». Аппликация «Снежинки падают». Лепка «Угостим птиц». Рисование «Ветка рябины для снегирей», Лепка «Снеговик». Лепка (с элементами конструирования) «Снегопад». Рисование «Новогодняя елочка». Аппликация «Украсим новогоднюю игрушку».
Трудовая деятельность.
Расчистка дорожек от снега, сооружение снежных построек, кормушек, подкормка птиц.
Двигательная активность.
П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Два Мороза». Работа на конкурс - «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками»
Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»
Совместное кормление птиц дома, в кормушке.
Консультация: «Что мы знаем о зиме».
Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».
Папка-передвижка: «Помощь птицам зимой».
Мастер-класс «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» Воспитатели группы.
Итоговые мероприятия: выставка поделок «Волшебница- зима», новогодний утренник.
01.03.2020г-01.06.2020г.
Блок 3 «Пришла весна» март – апрель
Коммуникативная.
Словесно-речевые игра «Что весной бывает».
Пальчиковая игра «Возвращение птиц».
Д/игра «Перелетные птицы»,
Словесно-речевые игры «Вот пришла весна»
Игровая.
Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры «Заюшкина избушка», «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела».
Познавательно – исследовательская деятельность.
Игры с песком, игры с водой. Д/ игры: «Солнышко из ладошек».
Чтение художественной литературы.
А. Плещеев «Сельская песенка», «Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмакова, М. Полянская «Одуванчик», закличка «Солнышко-ведрышко», сказка «Заюшкина избушка», чтение В. Берестов «Март»,
И. Емельянов «Воробей», В. Орлов «Весенние певцы», Е. А. Ульева «Последний снежок», «Лужи», «Ледоход», «Подснежники», «Посадка деревьев», «Жаворонок», «Новые гнезда»,«Почки на деревьях», «Зеленый наряд», «Красивый дуб».
Наблюдения на прогулке.
Наблюдение за воробьями, набухшими почками, за трудом взрослых, цветами, насекомыми, погодой, солнцем, снегом, снежными постройками, таянием снега, ветром, дождем, небом, ручейками, лужами, облаками.
Продуктивная деятельность.
Рисование «Ручеек»
Лепка «Большие и маленькие сосульки»
Рисование «Весна пришла»
Аппликация «Одуванчики»
Лепка «Солнышко»
Трудовая деятельность.
Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки.
Двигательная активность.
П/ игры: «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лед»
Изготовление скворечника с ребенком дома.
Папка-передвижка: «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»
Консультация для родителей о безопасности
«Осторожно, весна!»
Итоговые мероприятия: утренник, посвящённый 8 марта, праздник «Времена года».
01.06.2020г-01.09.2020г
Блок 4 «Ах, лето»
июнь – август
Воспитатели группы
Коммуникативная
Беседы: «Вот и лето наступило», «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»
Дидактические игры: «Что бывает летом?», «Кто летает, а кто ползает».
Словесно-речевые игры «Лето к нам пришло», «Летние забавы»
Игровая
Сюжетно-ролевые игры: «Постираем кукле белье»
Игры с водой и песком: «Кораблики», «Мыльные пузыри», «Печем куличики», «Рисуем пальчиками по песку».
Игровые упражнения: «Вымоем посуду», «Дружи с водой».
Познавательно-исследовательская
Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома);
Эксперименты:
-опыты с водой (соленая, цветная и т. д. ,
-опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой,
-опыты с вертушкой (крутится, не крутится).
Чтение художественной литературы
Потешки: «Как по лугу», «Травка – муравка»,
Сказки: «Колобок», «Теремок»,
Чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», А. Босев «Дождь».
Наблюдения на прогулке:
за одуванчиками, деревьями, насекомыми, птицами, цветами, растениями, трудом взрослых, солнцем, небом, водой, ветром, почвой, дождем, песком.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Солнышко»
Лепка «Лучики для солнышка»
Рисование на асфальте: «Цветы»
Аппликация «Цветные дорожки»
Рисование: «Божья коровка»
Аппликация: «Украсим бабочке крылышки"
Лепка «Гусеничка»
Трудовая деятельность
Собираем веточки, подметаем дорожки, сгребаем песок в песочницу, полив растений.
Двигательная активность
Подвижные игры: «Пчелки и медведи». «Солнышко и дождик» «Мы веселые ребята» «Солнечные зайчики». Консультация «Природа – источник огромного
количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
Консультация «О летнем отдыхе детей»
Экскурсия в летний лес.
Уход за огородом и цветником с детьми дома.
Рассматривание насекомых
Итоговые мероприятия: Выставка детских рисунков, стенгазета «Как мы провели лето»
IV. Итоговый этап.
Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента, выработкой практических рекомендаций.
Проведение итогового мероприятия (праздника «Корзина подснежников»). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Составление презентации.
1. Итоговое занятие «Времена года»
2. Создание книги «Времена года»
3. Подведение итогов проекта.
4. Подготовка презентации по фотографиям.
5. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.