Марина Дубина
Проект «Возьмемся за руки друзья»
▼ Скачать +Заказ
«Возьмемся за руки друзья»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №176 «Карандаш»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ ДРУЗЬЯ»
по социально-коммуникативному развитию
Автор педагог-психолог:
Дубина Марина Владимировна
г. Краснодар
2022г
Содержание
1. Паспорт проекта 3
2. Актуальность проекта 5
5. Теоретические положения проекта 7
Публикация «Проект „Возьмемся за руки друзья“» размещена в разделах
9. Результативность проекта 9
10. Список литературы 10
Паспорт проекта
Творческое название проекта Возьмемся за руки друзья
Автор проекта Дубина Марина Владимировна, педагог-психолог МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №176 «Карандаш»
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный, социально-коммуникативной направленности
Участники проекта Педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет, родители (законные представители).
Продолжительность Краткосрочный, декабрь-февраль. 2021-2022 г.
Анализ ситуации По результатам диагностики детей, анкетирования родителей и воспитателей выяснилось: все реже дети проявляют толерантность в общении со взрослыми и сверстниками.
Многие дети не проявляют читательского интереса к художественной литературе и детской периодике, считая это скучным и неинтересным занятием, выражают недовольство, когда взрослые читают им детскую литературу, предпочитают компьютерные игры, просмотр мультфильмов. Не все родители осознают значимость книги в воспитании детей дошкольного возраста.
Образ семьи сформирован в сознании детей отрывисто, общение родителей с детьми однообразно по содержанию и недостаточно по времени.
Цель Создание благоприятных условий для развития культурной, творческой, социально-активной личности
Задачи -Содействовать формированию коммуникативной компетентности;
-воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста;
-развивать навыки ситуативно-делового общения;
-формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
-обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
-развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
-развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
-вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с ребенком в условиях семьи и дошкольной организации.
Этапы реализации проекта 1 этап организационно диагностический, декабрь 2021г.
2 этап основной, январь 2022г.
3 этап обобщающий, февраль 2022г.
Результат Дети активно взаимодействуют со взрослыми и
сверстниками, применяют полученные знания в решении конфликтных ситуаций.
Используют техники саморегуляции в ситуациях, которые могут вызвать у них эмоциональное волнение
Проявляют интерес к ситуативно-деловому общению (участие в проекте «молодые журналисты»)
Дети проявляют интерес к детской литературе, пользуются фондами библиотеки, ознакомлены с детскими периодическими изданиями, имеют начальные представления о журналистской профессии.
Повысился уровень родительской активности в
организации совместной деятельности по воспитанию детей, оптимизация детско-родительских отношений.
Актуальность проекта
Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста тесно и неразрывно связано с современными тенденциями и новыми требованиями Федерального образовательного стандарта, одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. И именно в дошкольном возрасте начинается формирование и развитие коммуникативной компетентности человека. Это сложный и многогранный процесс, который содержит в себе не только совокупность умений, направленных на общение с окружающими и но знание норм и правил приобщении с окружающими. К сожалению, современных детей интересует больше сейчас общение с гаджетами, чем прочтение художественной литературы или игра со сверстниками. Но это не их вина, так как в век технологий они копируют поведение взрослых, чья жизнь в большей степени и проходит в этих самых гаджетах. Проводя опрос, как вы проводите выходные с родителями, большинство детей отвечают, что родители сидят в телефонах и почти у каждого дошкольника старшего возраста тоже есть дома телефон или планшет. Не все дети знают героев сказок, зато все знают современных тиктокеров. Что очень печально. А если нет живого общения, то и нет условий к развитию коммуникативной компетентности.
Именно поэтому, я как педагог-психолог поставила перед собой задачу составить такую систему и создать условия для определенной среды, где с помощью разнообразных методов и приемов развить у детей коммуникативную компетентность. Создать условия, которые благоприятно повлияют на развитие зоны ближайшего развития дошкольника.
Разрабатывая данный проект, я решила использовать в своей работе современные технологии, которые будут направлены на развитие коммуникативных навыков, на развитие познавательных способностей детей. Ведь использование современных технологий помогают наполнить форму и содержание детской деятельности, насытить жизнь детей яркими эмоциями и желанием общаться.
Одно из важных условий реализации проекта, это сделать именно комплексный подход к решению данной проблемы. В проекте учувствуют не только педагоги ДОО, но и родители детей, что так же благоприятно отразится на детско-родительских отношениях и будет решать одну из задач ФГОС.
Теоретическая значимость – разработать содержание методов и приемов, направленных на развитие всесторонне развитой, социально активной и творческой личности.
Практическая значимость проекта заключается в повышение качества воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование социально-активной личности дошкольника. Организация совместной творческой, исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Укрепление связей семьи и детского сада.
Ознакомление дошкольников с языком их эмоций. Применение эмоций как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Раскрепощения и снятие эмоционального напряжения в детском коллективе.
Новизна проекта заключается в применении современных технологий, ИКТ. В творческой реализации и разработке современных подходов по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников.
Данный проект может быть полезен педагогам-психологам, воспитателям.
Ожидаемые результаты
Дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, применяют полученные знания в решении конфликтных ситуаций. Используют техники саморегуляции в ситуациях, которые могут вызвать у них эмоциональное волнение,
проявляют интерес к ситуативно-деловому общению (участие в проекте «молодые журналисты») Дети проявляют интерес к детской литературе, пользуются фондами библиотеки, ознакомлены с детскими периодическими изданиями, имеют начальные представления о журналистской профессии.
Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей, оптимизация детско-родительских отношений.
Заключительное мероприятие – просмотр видео роликов с участием самих детей.
В начале каждой новой темы проводилась предварительная работа в группе. Работа с детьми в группе осуществлялась комплексно в совместной деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности (по реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», в ходе режимных моментов (беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность).
Итогом работы над темами стали: выставки рисунков, мини- проекты, активными участниками которых были родители. Параллельно велась работа по педагогическому просвещению родителей, которая включала в себя проведение ряда бесед, консультаций, а также оформление групповых стендов с по данной тематике
Ресурсное обеспечение
1-я неделя «Все начинается в семье» под девизом
«Мы дружные-друг другу очень нужные»
Девизом недели стала фраза «Мы дружные -друг другу очень нужные».
Задачи:
-расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;
-способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную поисково-исследовательскую, творческую деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
-формирование понятия «толерантность», «ограниченные возможности здоровья», «доброта», «добрый человек», «добрый поступок».
Проектные мероприятия :
-«Мое имя» - беседа с детьми о происхождении имен, все родители получили памятные сердечки с происхождением имени своего ребенка, на обратной стороне они написали историю имени.
-Развивающие занятия: «Я и моя семья», «Дом, где я живу» - уточнение домашнего адреса, дидактические игры («Составь цепочку», настольные игры (Лото «Семья»)
-Изготовление с детьми оберега для дома «Ангел»
-Буклет для родителей «Воспитание гуманности и толерантности у дошкольников в семье».
Творческий продукт проектной деятельности :
-Защита проекта «Герб моей семьи». Работа по созданию герба вызвала особый интерес у родителей. Используя различные источники, они не только сумели восстановить свои корни, но и рассказать детям множество интересных фактов из истории своей семьи, о которых ранее не имели представления.
2-я неделя «Мы такие разные -но мы вместе»
Под девизом «На огромной на планете очень разные есть дети»
Просмотр воспитательного мультсериала «Просто о важном. Про Миру и Гошу» серия «Другой мальчик»
Этические беседы с детьми: «Легко ли быть не таким как все», «Как взрослые люди проявляют заботу о детях- инвалидах»
Консультативное занятие по толерантному общению «Все мы разные - все мы равные»
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети».
Мастер-класс «Ромашка толерантности»
Буклет для педагогов «Воспитание толерантности и милосердия у детей дошкольного возраста»
Творческий продукт проектной деятельности :
Акция «Я дарю тебе сердечко» - изготовление «Сердечка» на мастер-классе и вручение с утра на входе в садик. Проведение акции «Утро радостных встреч «Кусочек сердца».
3-я неделя «Неделя журналистики» под девизом
«В журналисты я пойду, пусть меня научат»
Задачи:
1. Формирование начальных представлений о профессиональных журналистских качествах и навыках; уточнить представление о работе журналистов, репортеров, фоторепортеров;
2. Развитие коммуникативной компетентности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями в дошкольной организации;
3. Создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.
• Разработка и организация режиссерской игры «Журналисты»
• Беседа «Кто такой журналист?», «Учимся строить диалог».
• Беседа о видах печатной продукции, детской периодике.
• Игры на развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания, речи, наблюдательность) – «Что перепутал художник», «Выложи узор»,
«Составь рассказ по картинкам».
• Игра с элементами тренинга «Волшебные средства понимания: мимика и интонация»
• Разработка и организация режиссерской игры «Мы - журналисты»
• Выставка газет и журналов.
• Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?».
• Беседа о профессии «Журналист». Просмотр видеофрагментов детских передач по ТВ.
Творческий продукт проектной деятельности :
• Выпуск газеты «Наш любимый детский сад» совместно с детьми и родителями.
• Выпуск видеороликов с участием детей детского сада
Заключительное мероприятие:
Просмотр в музыкальном зале видеороликов в которых принимали участие сами дети. Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности» Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика — доброе отношение к ближним.
Результативность проекта
Была выполнена цель проекта, получены отличные отзывы от родителей, подарено много улыбок и позитивных эмоций друг другу. Результативность проекта определялась посредством бесед с детьми, наблюдения за содержанием детских сюжетно-ролевых игр, вовлеченность родителей в совместную деятельность. В процессе реализации проекта дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом, проявляют толерантность в общении. Некоторые ребята получили начальные представления о журналистской профессии, попробовали себя в роли журналистов.
Все мероприятия, которые проводились в рамках этого проекта были направлены на то, чтобы дети видели и ценили друг в друге личные качества, а не внешнюю оболочку.
Мы такие разные - но мы вместе
Список литературы
1. Социализация дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта / // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С. 12-16
2. «Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении», Т. И. Колесова
3. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц.
4. Программа по дополнительному образованию в ДОУ. Кружок "В объективе " (детская журналистика) автор Климова Ольга Сергеевна
5. Гаврилова Т. Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольных образовательных организациях / Т. Г. Гаврилова, И. В. Табакаева, И. А. Гычева // Диалог культур и толерантность общения: сб. статей по материалам III Межрегион. студенч. науч. -практ. конф. - Горно-Алтайск, 2017.
6. Кузибаева Г. С. Народная игра – средство воспитания толерантной личности дошкольника / Г. С. Кузибаева // Учитель создает нацию: сб. материалов IV междунар. науч. -практ. конф. – Грозный, 2019