Наталья Смирнова
Проект «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Свойства воздуха»
Проблема: 2017 год объявлен годом экологии. Однажды утром, придя в детский сад, дети старшей группы задали мне вопрос: «Почему сегодня воздух видимый и с запахом?». Мы стали думать и пришли к выводу, что мы ничего не знаем о свойствах воздуха и решили узнать об этом побольше. Стали проводить опыты и эксперименты.
Публикация «Проект „Свойства воздуха“» размещена в разделах
Цель: формирование первоначальных представлений о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.
Задачи: 1. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха; учить устанавливать простейшие связи, делать выводы.
2. Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.
3. Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатель, инструктор по физическому развитию, музыкальный работник, родители.
Длительность проекта : краткосрочный (с 1 по 28 февраля).
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта : библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;плакаты и демонстрационный материал по данной теме;дидактические, настольно-печатные игры и упражнения;оборудование для экспериментирования;материалы и инструменты для художественного творчества.
Образовательная область Вид детской деятельности Содержание деятельности (формы работы с детьми, родителями и другими участниками проекта)
социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная, игровая Беседа: «Что я знаю о воздухе»,
«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»,
«Невидимка воздух»
«Воздух вокруг нас».
Д/ и: «Воздух, земля, вода», «Природа и человек», «Подбери «слова-приятели»», «Кому нужен воздух?».
познавательное развитие
Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая. Занятия: «Воздух - невидимка»,
«Свойства воздуха и органы дыхания»,
«Воздух» - интегрированное занятие, «Удивительный воздух», «Почему пропал чистый воздух?», «Вода и воздух», «Где можно найти воздух?», «Воздухоискатели».
Опыты: «Обнаружение воздуха», «Прозрачность», «Отсутствие запаха», «Воздух необходим людям, животным и растениям», «Воздух в стакане», «Пузырьки воздуха».
Прогулка совместно с родителями в сосновый бор.
речевое развитие
Восприятие художественной литературы, коммуникативная. Чтение стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», М. Андреевой – Доглядной «Воздух – это то, чем дышим…», Н. Рубцова «Воздух», О. Крыниной «Свежий воздух», П. Коган «Я патриот».
Речевое упражнение «Скажи слова о воздухе», «На что похоже».
Разучивание пословиц, поговорок о воздухе.
Игры на развитие речевого дыхания: «Снег кружится, летает, летает», «Фокус», «горячий чай», «Бабочки пархают», «Волшебные бабочки», «Самый быстрый карандаш».
Составление детей совместно с родителями календаря наблюдений чистого воздуха.
художественно-эстетическое развитие
Изобразительная, конструирование, коммуникативная, музыкальная. Рисование.
Тема: «Солнце воздух и вода – наши верные друзья», рисование воздухом (кляксография) «Загадочные струйки».
Конструирование.
Тема: «Аэродром»,
«Воздушный шар», «Пароход»
Лепка.
Тема: «Воздушные шары», «Отважные парашютисты», «Вертолет и самолет»
«Кораблик и пароход»
Слушание М. Старокодомского «Воздушная песня», «Шар голубой», И. Челнокова «В ожидании весны».
физическое развитие
Игровая, двигательная Физкультурное развлечение «Воздушный марафон»
Эстафета на свежем воздухе «Будь здоров».
Утренняя гимнастика «Поход в сосновый бор».
Подвижные игры на свежем воздухе : «Беги за мной», «Кто больше соберет снежков», «Кто быстрее соберет мячи».
Итог проекта : физкультурное развлечение «Воздушный марафон», изготовление пособий для дыхательной гимнастики.
Беседа «Воздух»
Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.
Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.
- Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «воздух» и «вода». Давайте побеседуем о воздухе! Как вы думаете, зачем он нам нужен? Воздух- это кислород. Мы им дышим. Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?
- Где же находится этот свежий, чистый воздух? Что помогает очищать воздух? (растения) Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений. А в городе, что загрязняет воздух? (транспорт, заводы)
- Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? что следует делать, чтобы воздух был свежее? (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему? (может продуть)
- Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парк, где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.
- Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей? Если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры. Через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготочки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маячке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание. Кожа открыта и ей легко дышать.
- Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух! Давайте еще раз повторим, чем он полезен для организма….) Что нового вы сейчас узнали о воздухе….) Молодцы, ребята!
Воздух и его роль в жизни человека.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.
Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: банка с водой, стакан на каждого ребенка.
Содержание:
Ребята, хотите поиграть с мыльными пузырями?
Давайте надуем самый большой шар.
Интересно, а как получаются мыльные пузыри? Почему, когда мы дуем в трубочку, получается пузырь, который летает? Что помогает ему летать?
(Воздух)
Ребята, а что такое воздух?
Давайте позовем Знайку, он поможет нам узнать о воздухе.
Как вы думаете, почему его так зовут?
Воспитатель звонит в Солнечный город и просит Знайку прийти на помощь.
Появляется Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята, я слышал, вы меня звали на помощь. Что у вас произошло.
Воспитатель: мы хотим узнать, что такое воздух? Ты видел когда-нибудь воздух, какой он?
Знайка: нет, воздух я никогда не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас. Даже в этой комнате он есть. Хотите проверить? Но сначала скажите, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимым?
(воздух прозрачный – значит, через него все видно)
А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы.
Обращаем внимание на прозрачный стакан, окно и т. д.
А теперь я предлагаю вам отправиться в лабораторию, и проведем опыты.
Знайка берет в руки стакан. Ребята как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы).
(в стакане ничего нет).
Знайка: сейчас проверим. У вас на столах баночки с водой и стаканчики. Повторяйте за мной.
Опыт1. Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание, что стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Дети высказывают свое мнение. Делают вывод в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Теперь Знайка предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.
- Что появляется в воде? (Дети отвечают) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!
Опыт 3. А теперь хотите проверить, есть ли воздух вокруг нас. Давайте проверим. Я предлагаю вам попробовать поймать воздух в пакет. Посмотрим, что получится?
Итог: Ребята, так, где же находится воздух? Что помогает летать мыльным пузырям.
Спасибо, Знайка, ты помог нам узнать о воздухе.
Конспект непосредственно
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
в старшей группе
воспитателя Смирновой Н. А.
Тема: «Воздухоискатели»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательная:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающая:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательная: • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Словарная работа: прозрачный, невидимый.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная.
Формы организации совместной деятельности: групповая, индивидуальная
Формы работы с детьми: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Индивидуальная работа: продолжать учить Диму отвечать на вопросы полным предложением.
Подготовка воспитателя:
Литература:
1. Наш дом Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 239с.
2. https://dohcolonoc.ru– сайт для воспитателей детских садов.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей);
- миски с водой 2 шт. ; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ещё мы можем использовать для завершения наших композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на прогулке!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ
Конспект непосредственно
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
в старшей группе
воспитателя Смирновой Н. А.
Тема: Свойства воздуха и органы дыхания»
Цель: дать элементарное представление о значении чистого воздуха; закреплять у детей представления о воздухе как о газообразном веществе; развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Расширять и активизировать словарь детей об органах дыхания, закреплять названия органов дыхания.
Задачи:
Образовательная:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающая:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательная: • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Словарная работа: грудная клетка, газообразный, вещество.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная.
Формы организации совместной деятельности: групповая, индивидуальная
Формы работы с детьми: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Индивидуальная работа: продолжать учить Юлю отвечать на вопросы полным предложением.
Подготовка воспитателя:
Литература:
1. Наш дом Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 239с.
2. https://dohcolonoc.ru– сайт для воспитателей детских садов.
Материалы и оборудование: целлофановый пакет, банка с водой, стакан, соломинка, камни, резиновая игрушка, иллюстрации с изображением органов дыхания.
Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках, посередине дидактический стол с оборудованием.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Такой большой,
Что занимает весь мир.
Такой маленький,
Что в любую щель пролезет.
Воспитатель: Верно, это воздух, он есть везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко на небе. Нам с вами предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Проведем первый опыт. Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (Ответы детей).
– Камень – это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (Ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
Воспитатель: Проведем второй опыт. Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (Ответы детей). А что умеет делать вода? (Ответы детей). Так что же такое вода? Да вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (Пакет надувается). Почему это происходит? (Пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим, а теперь помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Верно, это движется воздух. Делаем вывод: Хотя мы воздух не видим, мы его ощущаем.
Физкультминутка
Буратино потянулся. (дети потягиваются).
Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны вперед-назад).
Руки в стороны развел. (Разводят руки).
Видно ключик не нашел. (Наклоны головы в стороны).
Чтобы ключик нам достать. (Подпрыгивают с поднятыми руками)
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить утверждение, что воздух есть везде и занимает место.
1. Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
2. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам необходим воздух? (Ответы детей – для дыхания) Верно. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Знаем главное назначение воздуха. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
1. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
2. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами вспомним, какие органы помогают нам вдыхать воздух (кислород, то есть дышать. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно – это нос, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие. А каким органом мы должны чаще дышать, чтобы не простудиться в холодную погоду, когда на улице пыльно? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, правильно, носом. А чем очищается воздух, проходя через носовую полость? (Ответы детей – мелкие ворсинки).
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Сейчас, к мольберту, на котором находятся иллюстрации с изображением органов дыхания, выйдут несколько ребят. Они нам покажут и назовут органы дыхания. (Ответы детей – рот, нос, гортань, трахея, бронхи, легкие).
Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? (Ответы детей).
– Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Воспитатель: Конечно в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. (Анализ занятия)
Стихи о воздухе
«Весна, весна! как воздух чист…» Евгений Баратынский
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Марина Андреева-Доглядная
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох как пёс от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы ещё дойдём до Ганга,
Но мы ещё умрём в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.