Евгения Шмакова
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Свойства воздуха» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области.
«Познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие».
Тема: «Свойства воздуха».
Задачи.
Уточнить и обобщить знания детей о свойствах воздуха (невидимый, имеется везде, не имеет запаха, передвигается, занимает место, лёгкий) и его значении для всего живого. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать; развивать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Свойства воздуха“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование и материал: воздушные шары, пакеты, стаканчики, трубочка, вода, бумага, апельсиновая кожура, чеснок в баночках (натёртый, мыльные пузыри, минеральная вода, изюм.
Ход работы
Воспитатель: Мы очень рады видеть гостей, которые к нам пришли. Давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбку (дети улыбаются).
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно загадку и отгадайте её :
«Что всегда в комнате есть, а увидеть его нельзя и потрогать нельзя?»
(дети проводят обсуждения).
Ответ детей. Воздух всегда вокруг нас, но он невиден (прозрачен).
Выстовляем зарисовку воздуха
В это время в группу заглядывает Карлсон и дразнится.
Карлсон: Бе-бе-бе-бе. Ну я так не играю (огорчённо). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают.
Воспитатель: Ой Карлсон, здравствуй! Как хорошо,что ты прилетел….
Карлсон (перебивая) : Пошалим?
Подходит к связке с шарами и лопает один из них.
Карлсон (восторженно) : Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?
Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся.
А вы хотите узнать?
Дети и Карлсон соглашаются.
Воспитатель: То,что ты называешь «бабахнул» - это воздух вылетел из шарика.
Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел?
Воспитатель: Сюда к нам. Он повсюду (показать жестом).
Карлсон: А я его не вижу. А вы ребята видите (обращается к детям)
Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!
Воспитатель: Скажите, вы фокусы любите? (обращается ко всем).
Карлсон и дети соглашаются.
Воспитатель: Тогда я приглашаю всех к этому столу.
Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Воспитатель: Что у меня в руке? (пакет).
В нем что нибудь лежит? (дети высказывают свои предположения)
Предлагаю детям хорошо рассмотреть пакет.
Воспитатель: Показывает «фокус» с пакетом.
-показываю со всех сторон,
-складываю в несколько раз,
-взмахиваю пакетом, ловя воздух, закручиваю пакет.
Воспитатель: Что вы теперь скажите? И теперь пакет пустой? (дает потрогать детям и Карлсону надутый пакет).
Почему пакет стал похож на подушку? (подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух).
Воспитатель: В пакете воздух, он занял всё пространство.
Карлсон: Дайте-ка я посмотрю. Я всё равно ничего не вижу! Ребята поглядите сами! (предлагает детям посмотреть сквозь пакет).
Воспитатель: Карлсон,ты все сомневаешься. Я сейчас проткну острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).
Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух!
Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.
Показываю зарисовку
В это время Карлсон незаметно подходит к столу, где стоят стаканы с водой и соломинки для коктеля.
Воспитатель:Скажите ребята, а внутри нас есть воздух? (дети высказывают свои предположения).
В это время Карлсон начинает дуть через соломинкув воду и пускать пузыри.
Воспитатель: Карлсон, ты чем занят?
Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда будем вместе шалить!
Воспитатель: Будем шалить, но только с пользой.
Опыт 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктеля.
Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой.
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят, что это выходил воздух и соломинки).
Откуда вы взяли воздух чтобы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом выдохнуть в трубочку).
Верно, сначала вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие затем мы выдыхаем в трубочку и получаются пузырики. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
Показываю зарисовку
Карлсон: Давайте поиграем в игру «Водолаз».
Воспитатель: А это как?
Карлсон: Кто дольше сможет продержаься без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы (дети предварительно «готовять» организмы к «погружению»- делают вдох- выдох три раза, затем приседают- «погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают).
Дети играют с Карлсоном. Карлсон первый сдается.
Карлсон: Все, я не могу. Голова закружилась.
Воспитатель: Это потому, что человеку для жизни, необходим воздух, как и всему живому на земле.
Воспитатель: Скажите дети, а воздух имеет запах?
Дети: Нет, воздух не пахнет.
Карлсон: А вот и пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.
Воспитатель: Ребята верно сказали, что воздух не имеет запаха.
А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим.
Опыт3. Чем пахнет воздух?
Дети берут кожуру апельсина и разламывают.
Воспитатель: Ребята,как вы думаете, это пахнет воздух или кожура апельсина дает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от кожуры.
Воспитатель: А теперь откройте баночки (с натертым чесноком). Скажите, вы чувствуете запах? Чем пахнет?
Дети: Пахнет чесноком.
Карлсон: А как вы поняли, что пахнет чесноком?
Дети: Запах дошёл до нас.
Воспитатель: Значит воздух передаётся по воздуху.
Ты Карлсон был прав, когда говорил, что всегда чувствуешь запах варенья.
Скажите еще раз, воздух имеет запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как мы чувствуем запахи?
Дети: Запахи передвигаются с воздухом. И мы их чувствуем.
Выставляю зарисовку
Воспитатель: Ребята, давайте уточним с вами, что воздух есть повсюду, он какой? (невидимый, не имеет запаха, только передает чужие запахи, и нужен для жизни людей, растений, животных).
Карлсон: Ой,чуть не забыл я знаю вот какой фокус. Хотите посмотреть?
Дети: Да
Опыт 4 «Пузырьки спасатели»
Карлсон в стакан с минеральной водой бросает изюминку, дети наблюдают, что происходит, обсуждают: почему падает она на дно, что происходит на дне, почему всплывает и снова падает, что тяжелее (в воде есть пузырики воздуха, они поднимаются на верх и выталкивают изюм: потом пузырики выходят из воды, а тяжелый изюм снова опускается на дно).
Карлсон: Мы с вами выяснили, что воздух легче воды, и имеет силу.
Ребята, мне уже пора прощаться и лететь к Малышу, рассказать, где я был, что интересного узнал. На прощанье, я вам приготовил подарки (мыльные пузыри). Пойдете на прогулку и будете их пускать.
Воспитатель: Карлсон подожди. У нас тоже для тебя подарок.
Угадай какой он? (он водит носом и говорит).
Карлсон: Чувствую запах варенья!
Воспитатель: Угадал.
Карлсон прощается и улетает.