Мамедова Анастасия Сергеевна
Конспект занятия «Мы — исследователи. Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать представление о воздухе как газообразном веществе Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал. Визитка «Ученый-исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой короной; фломастеры – на каждого ребенка. Банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка. Весы. Панно «Берегите воздух» (улицы города с домами, без деревьев).
Публикация «Конспект занятия „Мы — исследователи, Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Ход занятия.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезу.
(Воздух.)
Правильно, а почему вы так решили (Воздух везде : вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство.)
Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи? (Ответы детей.)
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки.)Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт с камнем.
Воспитатель. Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы детей.) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (Нет, нельзя.) Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
Опыт с водой.
Воспитатель. Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, журчит.)
Что же такое вода? (Вода – это жидкость.) Назовите другие жидкости. (Сок, кефир, молоко, кисель.)
Опыты с воздухом.
Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется.) Делаем выводы: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка.
Дети имитируют движение.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Воспитатель. Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
(Свист. Воздух с шумом выходит из груши.)
Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Ответы детей.) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. Ккакому выводы мы пришли? (Воздух есть везде : в пакете, в груше, в меле.)
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Занимает ли воздух место?
Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакане не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода лилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.)
Опыт 2. Закроем трубочку воронки пальцем и опустим ее в воду. Что произошло? (Вода не поступает в воронку.) Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (Воздух вышел из воронки, и туда влилась вода.) Делаем вывод: воздух занимает место.
Имеет ли воздух вес?
Опыт 1. Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши весов неподвижны.) Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.
Если развязать нитку на надутом шарике, что произойдет? (Из шарика выйдет воздух.)
Проводится упражнения на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом).
Опыт 2. Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? (Предположение детей.) Что у нее внутри? (Воздух.)
Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха (Воздух занимает место и имеет вес.) Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух? (Для дыхания.)
Воспитатель. Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (Продолжения детей.) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом и рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.
Дети работают с бумажными силуэтами человеческого тела и рассказывают о системе дыхания.
Воспитатель. Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? (Ответы детей) Правильно, делаем выводы: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.
Опыт. Возьмем воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? (При вдохе) Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими? (При выдохе.)
Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать? (Нет.) Делаем вывод: без воздуха жизни нет.
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дыша. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей.)
Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше, цветов, деревьев.) Давайте посадим деревья.
Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев.
Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад.
Дети поют песню «Веселый поезд» и двигаются под музыку.
Воспитатель. У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, локотками, ладошками.