Елена Пухова
Проект «Воспитание трудолюбия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание трудолюбия»
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение
№ 35
Города Апатиты
Проект «Воспитание трудолюбия»
2018 год
Авторы проекта : Алексеева Наталья Анатольевна, Пухова Елена Васильевна
Актуальность
Трудовое воспитание детей всегда оставалось и остаётся одной из актуальных проблем педагогики.
Публикация «Проект „Воспитание трудолюбия“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно - полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость- необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов.
Труд способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, обязательность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе, формируется интерес к качественной работе. Все эти перечисленные качества, сформированные нами в процессе труда, в будущем окажут положительное влияние на формирование учебной деятельности и приведут к успеху ребёнка в новой роли «ученика».
В проекте участвовали : воспитатели, дети и родители.
Информационная карта проекта.
Название проекта : «Воспитание трудолюбия»
Автор проекта : воспитатели
Продолжительность проекта : 3 месяца
Тип проекта : познавательный
Участники проекта : воспитатели, родители, дети среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: средний дошкольный возраст.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : развитие у дошкольников осознания важности труда для общества, воспитание стремления к получению радости от собственного труда, качественного выполнения общего дела.
Цель проекта : Формирование положительного отношения к труду.
Задачи проекта :
-для детей
Образовательные задачи:
• Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Закрепить понятие трудолюбие, ответственность за порученное дело, уважение к труду человека.
• Знакомить детей с устным фольклором: сказками, пословицами, поговорками.
Развивающие задачи:
• Развивать и донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни.
• Развивать связную речь, общие речевые навыки, общую моторику, эмоции, внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи :
• Воспитания трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.
• Воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам, аккуратность.
Этапы проведения
• 1-этап Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов проекта)
Цель: формирование положительного настроя на предстоящую трудовую деятельность
• 2-этап Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту)
Цель: Приобщение к труду, желание трудиться.
• 3-этап Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия- размышления над новым знанием или опытом)
Цель: Формирование нравственных качеств через трудовую деятельность.
«Труд кормит, а лень портит»
Продукты проекта
-для детей
Создание презентации «Мы помощники».
Создание сборника стихов и пословиц о труде и лени.
Просмотр презентаций «Профессии».
Просмотр мультфильмов о труде.
-для педагогов
- Презентация проекта
-для родителей
-наглядная информация (консультации, анкетирование)
Ожидаемые результаты по проекту
-для детей
Сформированы необходимые умения и навыки в разных видах труда, навыки организации и планирования своей работы.
Умеют договариваться со сверстниками, и справедливо распределяют обязанности во время трудовых действий.
Бережно относятся к вещам, материалам, инструментам и к результатам труда.
Интерес к работе взрослых, уважение и умение беречь результаты труда взрослых, стремление им помочь.
Краткое содержание проекта «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование
результатов/
продуктов
проекта
С детьми
Рассматривание иллюстраций, фотографии на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Свободное общение на тему: «Трудиться - всегда пригодится»
Восприятие
Стихотворений, поговорки и пословицы
о труде и лени
Просмотр и обсуждение мультфильма «Вершки и корешки», «Круть и Верть», «Маша больше не лентяйка», «Сказка про лень», «И так сойдет», «Вовка в тридесятом царстве»
Для педагогов
Подобрать и оформить выставку иллюстраций
На тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Экскурсия на пищеблок, медицинский кабинет, просмотр презентаций «Профессии»
Подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о труде и лени.
Беседа по содержанию мультфильмов
С родителями
Проведение
Индивидуальных
Консультаций
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия в семье»
Анкетирование родителей «Трудовые поручения в семье»
Анкетирование родителей «О воспитании трудолюбия в семье»
Деятельностный
(непосредственная
деятельность по проекту, поэтапная
оценка)
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия-
размышления над
новым знанием или
опытом) Восприятие сказки «Медведь-половинщик», «Стрекоза и муравей», «Рукодельница и ленивица».
Дежурство по столовой, в уголке природы, на занятиях.
Коллективный труд уборка групповой комнаты
Подвижные и хороводные игры «Где были, не скажем, а что делали, покажем», «Огородники».
Рисование сюжетное по мотивам сказки.
Рисование «Как выглядит лень»
Инсценировка сказки «Репка»
Оформление стендовой выставки «Трудиться-всегда пригодится»
Прочитать и обсудить сказки с детьми
Обеспечить детей инвентарем
Создать картотеку подвижных и хороводных игр.
Подготовить материал для рисования (кисти, краски, бумагу и т. д.)
Подбор игровых кукол.
Подготовка к мероприятию: создание презентации «Мы помощники».
Помощь в оформлении стендовой выставки
Заключение
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов в трудовой деятельности меняется самооценка ребёнка. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Участие детей в проекте оказало влияние на их активность, совершенствование умений, позволяющих выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и руном труде, в уходе за растениями.
В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним.
В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
Дети много узнали о трудолюбии и лени, узнали, какие могут быть последствия бездействия, запомнили много поговорок и пословиц, применяют их в разных ситуациях.
Я бы добавила о проекте, как о педагогической технологии. Его положительных влияниях на детей. Например:
Проектная деятельность, как метод трудового воспитания детей, оказал влияние на
• систематизацию знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и творческому экспериментированию
• углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
• овладение различными видами художественной деятельности;
• развитие способностей к эстетической оценке.
Помимо этого, дети получают удовольствие о совместной деятельности с родителями, которые являлись активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
Итак, работа с детьми в процессе осуществления проекта, убеждает в том, что овладение трудовыми навыками тесно связана с формированием у дошкольников нравственно-трудовых качеств, которые совершенствуются с возрастом детей.
Литература
1. Буре Р. С. Учите детей трудиться. М., 1983.
2. М. Д. Маханёва, О. В. Скворцова Учим детей трудиться. М. 2011.
3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.
4. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М., 1987.
5. https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/71-nravstvennoe-vospitanie/269-trudovoe-vospitanie-v-doshkolnom-vozraste
6.https://www.twirpx.com/file/404408/
7. https://www.olesya-emelyanova.ru/.