Оксана Нефедочкина
Проект «Воспитание любовью»
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
Педагогический проект
на тему «Воспитание любовью»
Воспитатель
Нефедочкина О. Н.
2018г
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать. Но как воспитать эту
любовь? Она начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему
человечеству»
Д. С. Лихачев
1. Введение
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
2. Содержание проблем и необходимость решать их проектным методом
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению. Явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, наркомания – стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что общество потеряло свой главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности. Эти проблемы не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются духовно-нравственные качества, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно в этом возрасте посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
А эффективность получения знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции только в ходе реализации проектного метода. Не случайно, проектный метод является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, в данном случае, к духовно-нравственному воспитанию.
Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.
3. Актуальность.
Дети, начиная с детства, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций; равнодушным отношением к близким людям, недостатком сочувствия и сострадания к чужому горю. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей до школьного возраста.
4. Цели и задачи проекта
Цель: Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи для развития ребенка:
1. Воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, улице, селу;
2. Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;
3. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
4. Расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;
5. Формировать чувство сопричастности:
-к родному дому, семье, детскому саду, деревни, стране;
-к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам родного села;
7. Формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;
8. Формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Формы работы с детьми
-Проведение праздников, развлечений.
- Экскурсии, целевые прогулки (по деревни).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Продуктивная деятельность (например, открытки к празднику).
-Разучивание стихов, песен к празднику;
- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и
детьми вместе со взрослыми;
4. Ожидаемые результаты
• Воспитание любовью, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду;
• Сформированы духовно-нравственные качества через ознакомление с родным краем
• Сформированы гражданская позиция и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
• Расширены представления об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;
• Сформировано чувство сопричастности:
-к родному дому,семье, детскому саду, селу, стране;
-к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
• Развит интерес к русским традициям и промыслам родного села;
• Сформировано умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;
• Сформирована активная позиция родителей в воспитании гражданина России.
В соответствии с поставленными целями и задачами духовно-нравственного воспитания детей, мною была проведена следующая работа:
1. Участие в праздниках: День победы, День защитников Отечества, ярмарки, Международный женский день.
2. Оформили стенд «Моя Москва», сделали альбом «Моя деревня"
3. Заучивали потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, перевертыши, разгадывали загадки, сочиняли перевертыши, загадки.
4. Были проведены занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация»:
«Моя родная деревня», «Наш детский сад», «Москва- столица нашей Родины», «В гости к городецким мастерам», «День защитников Отечества», «Я и моя семья», «День космонавтики», «День победы», «Мир на всей планете».
5. Так же были проведены комплексные занятия по продуктивной деятельности:
• Рисование: «Спасская башня Кремля»,»Дымковская слобода»,»Городецкая роспись»,»Солдат на посту», «Пограничник с собакой»,»Картинка маме»,»Салют над городом»
• Аппликация: «Жостовские подносы», «Букет маме». Летим в космос»
• Лепка «Козлик», «Солдат на посту».
6. Провела беседы на темы: «Природа родного края», «Человек – защитник окружающей среды», «Если б я приехал в Москву», «Рассказ о русских традициях», «Наша Земля», «Мамочка моя любимая», «Этот загадочный космос».
7. Проводили наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, устанавливали взаимосвязи природных явлений. Знакомились с приметами. Заучивали пословицы к каждому месяцу осени.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Октябрь землю накроет где листком, где снежком.
В ноябре зима с осенью борется.
8. Знакомились правилами здорового образа жизни, проводили этические беседы, чтение литературных произведений, сказок, рассказов, обыгрывали мини сценки о добре и зле.
Особую значимость при решении задач духовно-нравственного воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
С помощью родителей были оформлены стенд «Моя Москва», альбом «Моя деревня». Проводились совместные праздники, конкурсы и развлечения, консультации и беседы.
В результате реализации проекта на тему «Воспитание любовью» дети
научились:
знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;
уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;
знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.