Лучший педагог года

Проект «Волшебство на грядке»

светлана кондратьева
Проект «Волшебство на грядке»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Волшебство на грядке»

Воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития – детский сад №173»

Доминирующая деятельность – «Информационно-практико-ориентированный», «Исследовательский».

Предметно-содержательная область –межпредметный.

Характер координации – скрытая, открытая координация.

Число участников – групповой.

Продолжительность – среднесрочный.

Характер контактов – внутригрупповой.

Участники проекта : педагоги, дети, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Волшебство на грядке“» размещена в разделах

Образовательные области: «Социум», «Творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».

1. Введение

1.1. Краткое обоснование проекта

Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Понимание взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

1.2. Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений через формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.

Задачи:

1. Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.

2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.

3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Этапы проекта :

1. Организационно-подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

4. Аналитический.

2. Основное содержание проекта

2.1. Теоретическое обоснование проблемы

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.

Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.

Таким образом,в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

2.2. Описание продукта проектирования

Продукт проектирования :

2.3. Планирование деятельности по созданию продукта

Этапы реализации проекта :

№ Виды деятельности Срок реализации Ответственный

I. Организационно - подготовительный этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Январь 2018 г

2. Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) Январь 2018 г

3. Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы Январь 2018 г

4. Подбор дидактических игр Январь 2018 г

5. Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников Январь 2018 г

6. Разработка перспективного плана

7. Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми. Февраль 2018 г

8. Разработка материалов для организации работы с родителями. Февраль 2018 г

9. Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. Февраль 2018 г

II. Основной текущий этап

1. Диагностика знаний детей об овощах, цветах. Март 2018 г

2. Беседа о пользе овощей и фруктов Март 2018 г

3. Разговор-беседа на тему: «Что необходимо, чтобы растение росло» Март 2018 г

4. НОД «Зачем растению нужны семена?» Апрель 2018 г

5. Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой» Апрель 2018 г

6. Труд в природе «Сажаем рассаду» Апрель 2018 г

7. Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов» Апрель 2018 г

8. Труд в природе «Посев редиса» Май 2018 г

9. НОД рисование «Желтый одуванчик» Май 2018 г

10. Исследовательская деятельность «Диковинный овощ» Май 2018 г

11. Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома» Май 2018 г

12. Аппликация «Мой любимый цветок» Июнь 2018 г

13. Составление описательных рассказов «Овощи» Июнь 2018 г

14. Выставка плакатов «Сохраним родную природу!» Июнь 2018 г

15. Беседа на тему Зеленые друзья» Июль 2018 г

16. Лепка «Морковка для зайчика» Июль 2018 г

17. НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты» Июль 2018 г

18. Развлечение «Поделки из овощей» Август 2018 г

19. Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.» Август 2018 г

20. Выставка совместных рисунков «Цветы и лето» Сентябрь 2018 г

21. Совместная деятельность «Собираем урожай» Сентябрь 2018 г

22. Труд в природе. Пересадка цветов из цветников. Сентябрь 2018 г

23. НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно» Октябрь 2018 г

24. Развлечение «Праздник овощей» Октябрь 2018 г

25. Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники» Октябрь 2018 г

26. Фотовыставка «Эколог с пелёнок» Ноябрь 2018 г

27. Диагностика знаний детей об овощах и цветах Ноябрь 2018 г

28. Выставка детской книги «Растения вокруг нас» Декабрь 2018 г

III.Заключительный этап

1. Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете» Декабрь 2018 г

2. Оформление портфолио проекта Декабрь 2018 г

IV. Аналитический этап

1. Рефлексия проделанной работы. Январь 2019 г

2. Внешняя оценка проекта.

Ресурсы проекта :

1. Человеческие (дети, воспитатели, родители).

2. Материальные (педагогическая литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО).

2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта

Ожидаемые результаты:

• Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.

• Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.

• У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

• Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

• Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.

Гипотеза

Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта.

У детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе. Если дети познакомятся с основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями.

Родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением.

Педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта

(Материальные, технические, кадровые ресурсы.)

Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов; большая подготовка к проведению проекта.

Устранение рисков: стимулирование мотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.

2.6. Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта

Проект позволит :

• осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;

• создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;

• сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;

• осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта

Педагогические условия эффективности проекта :

Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям; вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

3. Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т. к. воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.

Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.

Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта

Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный, развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

4. Список использованной литературы.

1. Валова З. Г., Моисеенко Ю. Е. Ребенок среди природы. – Мн. : Полымя, 1985. – 112 с.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1980. – 272 с.

3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.

4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.

5. Меремьянина О. Край, в котором я живу / О. Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С. 44-39.

6. Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.

7. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.

8. Программа воспитание и обучения в детском саду / М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1985.-240с.

9. РыбаковБ. В. Народный календарь / Б. В. Рыбаков. - Средний урал, 1980.-80с.

10. УрунтаеваТ. А. Знакомим малышей с окружающим миром / Т. А. Урунтаева, А. М. Афонькина. - М., 1997.- 104с. - ISBN 5-7042-1124-0

11. Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г

Публикации по теме:

Проект по конструированию и моделированию «Волшебство воздушных аппаратов» На современном этапе развития общества важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие.

Краткосрочный проект «Синее волшебство. Гжель» Краткосрочный проект: «Синее волшебство, Гжель» Тип проекта: Художественное творчество информационно- практико-ориентированный. Вид проекта:.

Педагогический проект «Новогоднее волшебство» Педагогический проект «Новогоднее волшебство» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Педагогический проект «Новогоднее волшебство» в условиях реализации.

Экологический проект «Овощи на грядке — здоровье в порядке» в первой младшей группе по мотивам РНС «Репка» Автор проекта: Петрова П. А. Проект реализуется с детьми 2-3 лет. Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую.

Презентация и пояснение к НОД «Математика на грядке» Непосредственно образовательная деятельность по математике, тема презентации «Математика на грядке»Об авторе: Березкина Мария Владимировна,.

Проект «Волшебство королевства цветов» Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Участники. Дети старшей группы, воспитатель, родители. Срок реализации проекта:.

Проект для работы с детьми раннего возраста «Овощи на грядке, здоровье в порядке!» Паспорт проекта: «Овощи на грядке, здоровье в порядке!» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели, дети.

Проект первой младшей группы «Витамины на грядке» Проект в первой младшей группе «Витамины на грядке» Актуальность: Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются.

Проект «Волшебство королевства цветов» старшая группа • изображением железной дороги, вдоль которой расположены остановки (иллюстрации цветов): ландыш, мать-и-мачеха, незабудки, вороний глаз.

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Проект «Волшебство в твоих руках» Педагогический проект «Волшебство в твоих руках» Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования» Срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебство на грядке»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 20:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебство на грядке»» (включая файлы) размещена пользователем светлана кондратьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД