светлана кондратьева
Проект «Волшебство на грядке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебство на грядке»
Воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна
МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития – детский сад №173»
Доминирующая деятельность – «Информационно-практико-ориентированный», «Исследовательский».
Предметно-содержательная область –межпредметный.
Характер координации – скрытая, открытая координация.
Число участников – групповой.
Продолжительность – среднесрочный.
Характер контактов – внутригрупповой.
Участники проекта : педагоги, дети, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Волшебство на грядке“» размещена в разделах
Образовательные области: «Социум», «Творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».
1. Введение
1.1. Краткое обоснование проекта
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Понимание взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
1.2. Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений через формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.
Задачи:
1. Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Этапы проекта :
1. Организационно-подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
4. Аналитический.
2. Основное содержание проекта
2.1. Теоретическое обоснование проблемы
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.
Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом,в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
2.2. Описание продукта проектирования
Продукт проектирования :
2.3. Планирование деятельности по созданию продукта
Этапы реализации проекта :
№ Виды деятельности Срок реализации Ответственный
I. Организационно - подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Январь 2018 г
2. Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) Январь 2018 г
3. Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы Январь 2018 г
4. Подбор дидактических игр Январь 2018 г
5. Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников Январь 2018 г
6. Разработка перспективного плана
7. Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми. Февраль 2018 г
8. Разработка материалов для организации работы с родителями. Февраль 2018 г
9. Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. Февраль 2018 г
II. Основной текущий этап
1. Диагностика знаний детей об овощах, цветах. Март 2018 г
2. Беседа о пользе овощей и фруктов Март 2018 г
3. Разговор-беседа на тему: «Что необходимо, чтобы растение росло» Март 2018 г
4. НОД «Зачем растению нужны семена?» Апрель 2018 г
5. Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой» Апрель 2018 г
6. Труд в природе «Сажаем рассаду» Апрель 2018 г
7. Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов» Апрель 2018 г
8. Труд в природе «Посев редиса» Май 2018 г
9. НОД рисование «Желтый одуванчик» Май 2018 г
10. Исследовательская деятельность «Диковинный овощ» Май 2018 г
11. Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома» Май 2018 г
12. Аппликация «Мой любимый цветок» Июнь 2018 г
13. Составление описательных рассказов «Овощи» Июнь 2018 г
14. Выставка плакатов «Сохраним родную природу!» Июнь 2018 г
15. Беседа на тему Зеленые друзья» Июль 2018 г
16. Лепка «Морковка для зайчика» Июль 2018 г
17. НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты» Июль 2018 г
18. Развлечение «Поделки из овощей» Август 2018 г
19. Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.» Август 2018 г
20. Выставка совместных рисунков «Цветы и лето» Сентябрь 2018 г
21. Совместная деятельность «Собираем урожай» Сентябрь 2018 г
22. Труд в природе. Пересадка цветов из цветников. Сентябрь 2018 г
23. НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно» Октябрь 2018 г
24. Развлечение «Праздник овощей» Октябрь 2018 г
25. Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники» Октябрь 2018 г
26. Фотовыставка «Эколог с пелёнок» Ноябрь 2018 г
27. Диагностика знаний детей об овощах и цветах Ноябрь 2018 г
28. Выставка детской книги «Растения вокруг нас» Декабрь 2018 г
III.Заключительный этап
1. Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете» Декабрь 2018 г
2. Оформление портфолио проекта Декабрь 2018 г
IV. Аналитический этап
1. Рефлексия проделанной работы. Январь 2019 г
2. Внешняя оценка проекта.
Ресурсы проекта :
1. Человеческие (дети, воспитатели, родители).
2. Материальные (педагогическая литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО).
2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта
Ожидаемые результаты:
• Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
• Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
• У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
• Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
• Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.
Гипотеза
Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта.
У детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе. Если дети познакомятся с основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями.
Родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением.
Педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
(Материальные, технические, кадровые ресурсы.)
Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов; большая подготовка к проведению проекта.
Устранение рисков: стимулирование мотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.
2.6. Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта
Проект позволит :
• осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
• создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;
• сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;
• осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта
Педагогические условия эффективности проекта :
Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям; вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
3. Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т. к. воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.
Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта
Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный, развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
4. Список использованной литературы.
1. Валова З. Г., Моисеенко Ю. Е. Ребенок среди природы. – Мн. : Полымя, 1985. – 112 с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1980. – 272 с.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.
5. Меремьянина О. Край, в котором я живу / О. Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С. 44-39.
6. Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.
7. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
8. Программа воспитание и обучения в детском саду / М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1985.-240с.
9. РыбаковБ. В. Народный календарь / Б. В. Рыбаков. - Средний урал, 1980.-80с.
10. УрунтаеваТ. А. Знакомим малышей с окружающим миром / Т. А. Урунтаева, А. М. Афонькина. - М., 1997.- 104с. - ISBN 5-7042-1124-0
11. Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г