Елена Губанова
Проект «Волшебный мир эмоций» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : практико -ориентированный
Возраст детей: 4-5лет
Участники проекта : дети группы «Капитошки», воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог- психолог.
Сроки реализации проекта : долгосрочный, с октября 2022 по май 2023 года.
1. Актуальность проекта.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Однако как справедливо указывали
Л. С. Выготский, А. В. Запорежец, только согласование функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Сама по себе эмоциональная сфера не складывается - её необходимо формировать.
Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха поля.
По мнению А. В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Театрализованная деятельность успешно используется для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица, пантомимике (выразительные движения тела, а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения вышеперечисленных эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение - видеть эмоциональное состояние окружающих людей
Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна, так как эмоции играют важную роль в жизни детей.
Цель проекта : Создание условий для знакомства детей с миром эмоций, развитие умения их называть и различать, обучение способам социально приемлемого выражения своего эмоционального состояния.
Помочь детям войти всложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через совместную игровую деятельность.
Задачи проекта :
• расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
• обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные чувства, эмоции, настроения;
• дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова)
• – познакомить детей с эмоциями : грусть, радость, страх, злость;
• развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческим)
• – формировать умение детей понимать и называть свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих;
• познакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку.
• развить коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми.
• создать условия для развития творческой активности детей.
Ожидаемый результат по проекту : дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние;
будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций;
смогут управлять своими эмоциями и чувствами.
В рамках проекта «Волшебный мир эмоций» цель и задачи проекта были достигнуты.
Были созданы условия для знакомства детей с миром эмоций, развития умения их называть и различать, дети обучались способам социально приемлемого выражения своего эмоционального состояния через игры, рисунки.
Были решены задачи:
– знакомство детей с эмоциями : грусть, радость, страх, злость;
– формование умения у детей понимать и называть свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих;
– знакомство детей со способами регуляции своего эмоционального состояния через игры и упражнения.
После проведения ИТОГОВОГО исследования восприятия детьми графического изображения эмоций, можно сделать вывод, что большая половина детей овладели азбукой выражения эмоций : могут различать, называть, мимически изображать эмоции. В начале проекта на первом этапе исследования большинство детей называли эмоции «хорошо» и «плохо», после проекта дети познакомились с названием эмоций, научились различать их графические изображения: «радость», «грусть», «злость».
Рекомендуется продолжать развивать эмоциональную сферу детей, обратить внимание на подробное изучение эмоции страха.
Проект способствовал снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Совместная работа воспитателя с детьми: проведение занятий, игр, развлечений. Изготовление игр и пособий на эмоциональное развитие детей.
Совместная работа детей с родителями: Рисование на тему: Какое у меня настроение», «Моя мамочка», «Мой папа самый лучший»
Совместная работа воспитателя с родителями : Беседы, консультации, рекомендации.
Взаимодействие детей со специалистами:
Музыкальный руководитель- проведение мероприятий на развитие эмоционального восприятия детей (утренники, показ кукольного театра, разучивание песен)
Педагог -психолог : занятия в сенсорной комнате.
План реализации проекта 2022-2023г.
№ Мероприятия Участники Сроки
Подготовительный этап.
1). Октябрь 1. Просмотр мультфильма Барбоскины - 133 серия. Достоверные эмоции (новые серии)
Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, обучить выражению радости, грусти, их распознаванию.
Беседа на тему : «Что такое наши эмоции»
2) Ноябрь 1. Дидактическая игра «Мое настроение» Д/И «Покажи эмоции»
Учить детей с помощью мимики показывать радость, страх, огорчение, удивление.
2. Мини – сценка по стихотворению А. Барто «Идет бычок, качается».
3) Декабрь 1. Беседа «Дружба начинается с улыбки»
2. Чтение В. Сутеев «Кто сказал мяу?».
Развивать умение внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам; развивать звукоподражание.
Развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку.
Развивать произвольное внимание и воображение.
4) Январь. 1. Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
2. Практическая беседа воспитателей с детьми о разнообразии эмоций : грусть, радость, злость, страх.
3. Знакомство с эмоцией злости
4. Выставка рисунков «Я злюсь, когда…»
Практический этап.
5) Февраль. 1. Театрализованная деятельность «Зверята заболели»Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».
2. Знакомство с эмоциями радости и грусти через сказку
3. Выставка рисунков «Что меня радует, что меня огорчает»
6) Март 1. Игровое упражнение «Я и мое настроение»
2. Театрализованная деятельность «Солнышко вернулось!» отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»
3. Знакомство с эмоцией страха через сказку
4. Выставка рисунков «Мне страшно, когда…»
Заключительный этап.
7).Апрель 1. Проведение игр, направленных на обыгрывание конфликтных ситуаций
2. Создание Фото презентации «Мир наших эмоций» (Совместно с родителями)
8) Май 1. Проведение занятия на тему: «Волшебная страна эмоций»
-- познакомить детей с разными проявлениями эмоций;
- учить детей различать эмоции.
- побуждать эмоционально откликаться на переживания персонажей;
- воспитывать навыки позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
Показ спектакля: «Кто сказал Мяу»? Дети воспитатели, родители.