Ирина Быстрова
Проект «Волшебный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный мир воды»
Вторая группа раннего возраста
Полное наименование проекта : Волшебный мир воды
Автор проекта : Быстрова Ирина Борисовна, Шитикова Галина Анатольевна
Продолжительность: среднесрочный
Тип проекта : экспериментально - познавательный познавательный
Участники проекта : дети, воспитатели второй группы раннего возраста, родители.
Возраст детей: вторая группа раннего возраста (2-3 года)
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Волшебный мир воды“» размещена в разделах
Ученые выделяют деятельность экспериментирование -- как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка. Дошкольник проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности (экспериментированию). Оно пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занимательное дело, прогулку).
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей третьего года жизни : педагог ставит проблему и намечает методы ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям совместно с педагогом и самостоятельно.
В проекте дети узнают что-то новое для себя, учатся делать выводы, искать причинно – следственную связь, что помогает им быть более уверенными в себе.
При участии ребенка в проекте, возникает возможность его социализации и включения самосознания, самооценки и самопроизвольности.
Цель: Создание у детей интереса к познавательно- экспериментальной деятельности с водой, превращение эксперимента в игру.
Задачи:
- Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по
изучению качеств и свойств воды;
- Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с водой;
- Обогащать представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении, связи между живым и неживым в природе;
- Развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- Развивать проектную деятельность;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям;
- Развивать эмпатию, желание помочь другим ;
- Развивать мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию;
-Активизировать связную речь и обогащать словарь детей;
-Привлекать малышей к посильной деятельности ;
-Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Методы освоения задач:
- Совместные со взрослым наблюдения, выявление
сенсорных признаков объектов природы (цвет,
величина, форма, постановка проблемной задачи, выполнение эксперимента.
- Игры-экспериментирования с водой, камешками,
снегом, льдом, растениями.
- Образные игры-имитации, организация игровых
ситуаций с использованием игрушек.
- Продуктивная деятельность (делаем из воды лед, лепим снежный домик, рисуем подкрашенной водой).
- Использование в проектной деятельности природного материала (вода, камешки, растения, снег, лед).
Этапы опытно – экспериментальной деятельности:
- Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем дошкольном возрасте);
- Уточняем правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента;
- Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)
- Наблюдение результатов эксперимента;
- Фиксирование результатов эксперимента;
- Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем дошкольном возрасте).
Реализация проекта :
1. Тема «Вода жидкая».
Цель: развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Активизировать связную речь и обогащать словарь детей (течет, пустой, полный,познакомить со свойством воды- текучестью.
Материал: вода.
Оборудование: Столик для игр с водой, камушки, лодочка, стеклянная баночка, твердый предмет – кубики.
Постановка исследовательской задачи: Можно ли переместить предмет или воду из одного стакана в другой? Как это сделать?
Выполнение эксперимента:
Переливание воды из одной емкости в другую. Один сосуд становится полным, другой пустым.
- Почему так происходит? (вода жидкая, она может течь).
- Можно ли кубик перелить из одного сосуда в другой? (нет). Кубик перемещается целиком.
- Переливание воды из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Предмет переместился из одного сосуда в другой, а вода перелилась. Один сосуд стал полным с водой и кубиком, а другой - пустым.
Фиксирование результатов эксперимента:
- Вода перетекает из одной емкости в другую, предмет перемещается. Одна емкость становится пустой, а другая полной (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода жидкая, она может течь.
Тема 2. «Тяжелые предметы в воде тонут, а легкие нет»
• Цель: развивать познавательную активность детей,способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Познакомить со свойствами предметов удерживаться на воде, тонут в воде. Активизировать речь и обогащать словарь детей (тяжелый, легкий, дерево, камень).
• Материал: вода, камешки, деревянные кубики, пластмассовый кораблик, пробка.
• Оборудование: емкость с водой.
• Постановка исследовательской задачи:
• Какие предметы в воде тонут?
• Выполнение эксперимента:
• Опускание в воду предметов из разных материалов и наблюдение за ними. Почему одни тонут, а другие нет?
• Фиксирование результатов эксперимента:
• -Предметы из дерева, пластмассы, пробки не тонут в воде, камни тонут. (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
• Вывод: Тяжелые предметы в воде тонут, легкие плавают.
Тема 3. «Вода прозрачная».
• Цель: развивать познавательную активность детей,способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды -прозрачность. Активизировать речь и обогащать словарь детей (жидкость, прозрачная, бесцветная).
• Материал: вода, молоко, камешки, яйца от киндер сюрприза, ситечко
• Оборудование: 2 стеклянных сосуда, тазик.
• Постановка исследовательской задачи:
• Можно ли увидеть предмет в воде или нет?
• Выполнение эксперимента: В одном стакане молоко, в другом - вода, в оба сосуда опускаем камешки. В стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная. В стакане с молоком – не видно, значит, молоко – непрозрачное. Воспитатель предлагает детям повторить : «Вода – прозрачная». В тазике яйца от киндер сюрприза. Мы их видим и можем достать, значит вода прозрачная.
• Фиксирование результатов эксперимента:
• - Сквозь воду можно увидеть предметы, а сквозь молоко нет (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
• Вывод: Вода – прозрачная. Молоко – непрозрачное.
Тема 4. «Польза воды».
• Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям; Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями;
• Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать аккуратность.
• Материал: вода.
• Оборудование: комнатные растения, лейка, емкость для воды, игрушки (ванна, кукла, полотенце, мыло.
• Выполнение эксперимента:
• Уточняем правила безопасности: комнатные растения нельзя брать в рот.
• Игровая ситуация: «Давай искупаем куклу», «Вымоем руки с мылом», «Цветочек хочет пить».
• Фиксирование результатов эксперимента:
- Чтобы кукла была чистая нужно ее помыть водой; растения не могут без воды, нужно их поливать ; людям надо мыть руки с мылом, чтобы не было микробов,чтоб смыть грязь.
• (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
• Вывод: Чтобы быть чистыми и аккуратными надо купаться и мыть руки. Комнатные растения надо обязательно поливать и мыть.
Тема 5. «Вода бывает холодная и горячая»
Цели: развивать познавательную активность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы, учить различать холодную и горячую воду, развивать речь детей, активизировать их словарь (жидкость, холодная, горячая); воспитывать аккуратность.
Материал: вода.
• Выполнение эксперимента:
• Уточняем правила безопасности (вода из крана бывает горячая)
• -Где живет вода в группе?» (в водопроводном кране).
• -Почему нет воды? (закрыт кран)
• -Что нужно сделать чтобы полилась вода? (открыть кран). Что нужно сделать чтобы перестала течь? (закрыть).
- Почему опасна горячая вода? (можно обжечься).
- Для чего нужно умываться? (чтобы быть чистыми).
- Как нужно относится к воде? (бережно).
• Фиксирование результатов эксперимента:
• - Чтобы полилась вода нужно открыть кран, перестала течь- закрыть кран; горячая вода- опасна;
- (сделать фотографии, для закрепления полученных знаний в дальнейшем).
- Вывод: Вода бывает горячая, холодная и теплая.
Тема 6. «Красим воду»
• Цель: : развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды (растворяет). Уточнить знания о свойствах воды, (прозрачность, текучесть, растворимость).
• Материал: вода.
• Оборудование: бутылочка, колба, краски.
• Постановка исследовательской задачи:
• Педагог предлагает детям исследовать
• свойство воды – растворимость в воде красок.
• Выполнение эксперимента:
• В группе добавляем в колбу с водой краску и используем цветную воду для рисования на снегу.
• Вывод: В воде растворяются краска и делают ее цветной. Цветной водой можно рисовать по снегу.
Рисуем подкрашенной водой на снегу
Тема 7. «Какой снег на ощупь?»
• Цель: : развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования со снегом. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств снега, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах снега. Уточнить знания о свойствах снега (холодный, мягкий,тает на открытой ладони).
• Материал: снег;
• Постановка исследовательской задачи: педагог предлагает детям исследовать свойства снега;
• Выполнение эксперимента: на улице снимаем варежки и пробуем снег на ощупь.
• Вывод: снег холодный, может заморозить руки, поэтому надо зимой одевать варежки.
Тема 8. «Из снега можно лепить».
• Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования со снегом. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах снега (замерзает, тает, лепится). Развивать эмпатию, желание помочь другим; умение ребенка работать вместе, сообща.
• Материал: снег.
• Постановка исследовательской задачи:
• Можно ли из снега что-нибудь слепить?
• Выполнение эксперимента: Лепим домик, горку из снега вместе.
• Фиксирование результатов эксперимента:
• Снег лепится, если собрать много снега из него можно слепить большую горку, нору.
• (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
• Вывод: Снег лепится из него можно слепить горку, домик.
Тема 9. «Разноцветная вода и разноцветный лед».
• Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды, льда. Развивать умение ребенка работать вместе, сообща.
• Материал: вода, лед.
• Постановка исследовательской задачи:
• Может ли вода покраситься?Что будет если воду поместить в морозильник?Что будет со льдом если его поместить в тепло?
• Выполнение эксперимента: Лепим домик, горку из снега вместе.
• Фиксирование результатов эксперимента:
• Вода красится, замерзает, лед тает и снова превращается в воду.
• (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
• Вывод: Воду можно покрасить, заморозить. Лед в тепле превращается в воду.
Украшаем елку льдинками
Вывод по проекту :
Эксперементальная деятельность с водой способствует накоплению ярких впечатлений о природе;
Развивает эмоциональную отзывчивость;
Обогащает представления об объектах живой и не живой природе;
Помогает детям учиться делать выводы, выдвигать гипотезы;
Воспитывает любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям;
Развивает эмпатию, желание помочь другим ;
Развивает мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию;
Активизирует связную речь и обогащает словарь детей;
Закрепляет культурно-гигиенические навыки.