Татьяна Чернавских
Проект педагогического мероприятия с детьми с использованием детского экспериментирования «Чудесные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект педагогического мероприятия (занятия) с детьми
с использованием детского экспериментирования
Тема: «Чудесные превращения воды»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы.
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования;
расширение экологических представлений о свойствах воды.
Задачи:
• Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Публикация «Проект педагогического мероприятия с детьми с использованием детского экспериментирования „Чудесные превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
• Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу, формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Образовательные: актуализировать представления об агрегатных состояниях воды, формировать представления о способности воды к переходу из одного состояния в другое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: центр воды и песка, прозрачные стаканчики с кипячёной водой и соломинки (по кол-ву детей, прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой, сосуд с горячей водой, контейнер со льдом, пластмассовые тарелочки, 3 баночки с закручивающимися крышками.
Предполагаемый результат:
• Дети проявляют заинтересованность, инициативность, любознательность, желание заниматься исследовательской деятельностью, проявляют интерес к экспериментам с водой.
• Дети выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений;
• Дети выдвигают гипотезы и строят предположения, выделяют проблему и предлагают возможные решения, действуют в соответствии с алгоритмом.
• Дети свободно вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы; оценивают результат своей деятельности и проявляют умение производить рефлексию.
Ход мероприятия
1. Вводная часть.
(3-5 мин.) Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
В группе за ширмой расположена мини - лаборатория.
Воспитатель: Ребята, друг друга за руки возьмите,
В круг вас встать я попрошу.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Звучит музыка, из-за ширмы появляется волшебник.
Волшебник: Здравствуйте! А куда это я попал?
Дети и воспитатель: Здравствуйте, вы попали в детский сад.
Волшебник: Эх, промахнулся. Я же летел на встречу волшебников по обмену фокусами, а попал в мир людей. Ой, горе, мне горе.
Дети: А вы что волшебник? И откуда же вы к нам прибыли?
Волшебник: Я самый добрый волшебник на свете.
Прибыл я к вам издалека – оттуда, где очень-очень много песка.
Дети и воспитатель: Скажите, а вы умеете показывать разные фокусы?
Волшебник: Конечно.
Дети и воспитатель: Покажите нам какой-нибудь фокус.
Волшебник: Ну, хорошо, смотрите. Фокус «Цветная водица».
В 3 баночки, с закручивающимися крышками, заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова:
1. Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой. 2. Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной. 3. Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!
Фокусник встряхивает воду в баночке, вода окрашивается в нужный цвет.
Секрет фокуса: внутренняя сторона крышек покрыта пищевой краской.
Дети: Здорово!
Воспитатель: Дорогой волшебник, а вы знаете, что в мире людей тоже можно показывать фокусы, но для этого нужна лаборатория. Но у нас, к сожалению, ее нет.
Волшебник: О, это пара пустяков. Я же волшебник. Будет вам лаборатория. (Играет музыка, убирается ширма, дети видят лабораторию – центр воды и песка).
Дети и воспитатель: Спасибо, тебе уважаемый волшебник. Теперь наша очередь показывать фокусы.
Дети проходят вместе с волшебником и воспитателем к лаборатории.
Воспитатель: Итак, наш 1 фокус: превращение в ученых (дети надевают клеёнчатые фартуки). Ну а теперь занимайте места за столом. Но сначала вспомним правила, которые необходимо соблюдать при работе с водой:
Коль с водой имеешь дело, рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда: тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог, и никто здесь не промок.
2. Основная часть.
(7-10 мин.)
Показ, комментирование исследователь-ской деятельности
Физкультурная пауза (подвижная игра).
А) Актуализация имеющихся представлений об агрегатных состояниях воды. Воспитатель: Но прежде чем показать свои фокусы волшебнику, давайте спросим у него – что он знает о воде.
Волшебник: С водою у нас туговато, я же в пустыне живу. Но одно я знаю точно, что вода очень-очень вкусная!
Воспитатель: Да, что ты, дорогой волшебник, ведь даже дети знают, что чистая вода не имеет вкуса.
Опыт № 1 «Вода не имеет вкуса».
Волшебник и дети берут стаканчики с чистой водой и соломинки.
Воспитатель: А теперь попробуйте через соломинку попить воду.
Есть ли у нее вкус?
Волшебник: М- м! Вкусно!
Воспитатель: Давайте добавим в стаканчик с водой кусочек лимона и попробуем. Что изменилось?
Б)Формирование представлений об условиях перехода из одного состояния воды в другое.
Ответы детей: Вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду немного сахара, размешайте и попробуйте. Изменился вкус?
Ответы детей: Вкус воды изменился, она стала сладкая.
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ну что, волшебник, убедили тебя дети?
Волшебник: Да, признаю, вы были правы. Но и я не так-то прост.
Ум вы все поразминайте, мои загадки отгадайте (загадки о воде, снеге, инее, сосульках, росе и т. д.).
Волшебник: Какие вы молодцы! А я до сих пор никак не могу поверить, что и снег, и лёд, и пар – это всё вода. Это, наверное, шутка какая-то!
Воспитатель: Дети, давайте поможем волшебнику разобраться.
Опыт № 2 «Превращения воды»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите?
Ответ детей: От воды идёт пар, а на стекле образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Воспитатель: Беру кусочки льда, кладу на блюдце. Что происходит?
Ответ детей: Лёд начал таять - образовались капли воды.
Вывод: Лёд в тепле превращается в воду.
Волшебник: Какие вы молодцы, прямо настоящие волшебники. Я своими глазами увидел, как лёд превращался в воду, вода в пар, а пар обратно в воду. Теперь я точно уверен, что и вода, и лёд, и пар – одно вещество.
Воспитатель: Хорошо мы потрудились, но немного утомились.
Поднимайся, детвора, поиграть пришла пора!
Подвижная игра: «Вода, лед, пар». По команде «Вода» - дети идут друг за другом взявшись за руки, по команде «Лед» - стоят близко - касаясь локтями, а по команде «Пар» - дети подпрыгивают, не касаясь друг друга.
Воспитатель: А как вы думаете, в природе вода часто переходит из одного состояния в другое? От чего это зависит? (Обсуждение).
3. Заключительная часть (1-2 мин)
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов. Мотивация детей на дальнейшие исследования.
Волшебник: Как много нового я узнал. А вам я хочу подарить вам «Волшебную книгу». Здесь много интересного о воде: игры, стихи, загадки и немного места, чтобы разместить ещё что-нибудь новое.
Воспитатель: Спасибо тебе дорогой волшебник.
Волшебник: Пожалуйста. Я и не знал, что в мире людей есть такие чудеса. И своим друзьям волшебниками я обязательно расскажу о ваших фокусах.
Воспитатель: Ну что же, волшебнику пора отправляться в свою волшебную страну. Давайте попрощаемся с ним. (Волшебник уходит).
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? А вы бы хотели провести ещё опыты с водой? В следующий раз мы с вами будем изучать другие свойства воды.