Светлана Кирдина
Проект «Волшебный квадратик» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа. автор: Кирдина С. В.
2021г.
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад.
«Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Публикация «Проект „Волшебный квадратик“ в старшей группе» размещена в разделах
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги.
Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер, пространственное воображение, способствует обогащению словаря и речи у дошкольников.
Овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Проблема: Недостаточная степень развития конструктивных умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания и сгибания бумаги. Это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи: познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами; учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в игре; развивать все компоненты связной речи: грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать
мелкую моторику рук; развивать глазомер, пространственную ориентировку; использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей; развивать художественный вкус, творческие способности.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители
Тип проекта : исследовательско - творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный проект рассчитан на срок : 09.07. – 16.07.
Поэтапный план реализации проекта
I этап – организационный:
создание проблемы, постановка цели и задач;
предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
подбор методической, познавательной и художественной литературы;
изучение методической литературы по данному вопросу;
подбор наглядного иллюстрированного материала;
подбор материала для продуктивной деятельности детей;
II этап – внедренческий
планирование деятельности в рамках проекта;
рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами;
знакомство с техникой изготовления оригами;
непосредственно-образовательная деятельность по конструированию из бумаги (оригами).
III этап – результативный
анализ результатов реализации проекта, подведение итогов;
выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты
Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети :
познакомятся с искусством оригами;
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности; мелкую моторику рук и глазомер; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Работа с родителями:
консультации: «Что такое оригами?», «Значение оригами для развития ребенка», «Чем занять ребенка дома»;
совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок в технике оригами.
Работа с детьми.
1. Чтение художественной литературы «Японский журавлик»
2. Знакомство со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию, выгнуть наружу и т. д.)
Второй этап – основной.
1. С детьми Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
С родителями Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста.
2. С детьми Знакомство с техникой изготовления оригами
С родителями конультация: «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».
3. С детьми Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги».
4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) : -базовая форма «квадрат».
-«книжка», «шапка», «стаканчик», «кошелёк», «кораблик», «лодочка», «клюв»,«пароход»,«лягушка»,«вертушка».
5. Занятия по коммуникации: «Расскажи о своей поделке»,
6. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ).
Игра «Найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер.
7. Упражнение «Сравни», на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника.
8. Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами: вертушки, самолеты, кораблики, лодки, пароходы с двумя трубами.
9. Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки.
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
1. С детьми занятия по оригами.
С родителями Закрепление техники исполнения поделок дома совместно с родителями.
2. С детьми Диагностика результатов работы над проектом.
Этапы реализации проекта :
краткосрочный проект рассчитан на срок : 09.07. – 16.07.
Даты проведения. Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность Задачи
09.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. Беседы «Оригами. История появления и развития».
Чтение художественной литературы «Японский журавлик»
НОД. Превращение квадрата в книжку – малышку. - познакомить с историей искусства оригами; - заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами; - развивать воображение, воспитывать усидчивость.
- познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов; - научить правильно отбирать бумагу для изготовления поделок; - развивать у детей интерес к изготовлению поделок в стиле оригами; - продолжать развивать умение следовать инструкциям воспитателя; - развивать фантазию, конструктивное воображение.
- продолжать учить детей использовать пооперационные карты работе. - развивать мелкую моторику рук; -расширять словарный запас детей;- продолжать формировать умение
декоративно украшать готовое изделие; - развивать точность мелких движений руки. - учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними;
- продолжать совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами.
12.07.21.- 16.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. Знакомство с историей искусства оригами.
Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
Д/И "Квадрат-треугольник"
НОД. «Шапка».
13.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. Знакомство со свойствами бумаги.
Знакомство с основными приемами в оригами (сложить квадрат пополам, по диагонали).
НОД «Стаканчик».
Игра «Накроем стол»,
«Гости пришли».
Д / и: «Закончи предложение»,
«Подбери слово».
п/ и:»Море волнуется».
13.07.- 14.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие НОД "Волшебные превращения бумажного квадрата"
Игровое упражнение "Сложи пополам".
НОД «Изготовление клюва».
14.07.21.-15.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. НОД "Волшебная бумага и поделки из неё – кошелёк, кулёчик (для игры).
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»,
«Дочки – матери».
П/и. «Мы весёлые ребята».
15.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. НОД «Кораблик», «Лодочка». Упражнение: «Расскажи о своей поделке».
Игра «Найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер.
п/и.»Забери ленту».
15.07.21- 16.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. Диагностика полученных знаний детьми.
Работа с бумагой, закрепить названия различных линий сгиба.
НОД «Лягушка»
Д/и. «Калейдоскоп»
п/ и: «Хитрая лиса».
16.07.21. Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое
развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина.
НОД "Пароход"
П/И "Воробушки и автомобиль"
Используемая литература:
1. Соколова С. В. Оригами для детей: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 64 с.
2. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 64 с., ил. ,
3. Сухаревская О. Н. Оригами для самых маленьких. - Москва, Айрис-пресс, 2016 г.
4. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т. Ф., Яруллиной Е. Х. - Казань: РИЦ, 2011г.
5. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: «Академия развития»,1998 г.
6. Соколова С. Театр оригами. - М. : «Академия умелые руки», 2006 г.
7. О. Щеглова, А. Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н. / Д: Владис: М. : РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.
8. Соколова С. В. Картинки-открытки: Складываем, рисуем, раскрашиваем. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2013. – 64 с. : (серия «Не скучаем дома»)
9. Рябкова И. А., Дюрлюкова О. А. Художественно-твоорческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые заняти с детьми 5-7 лет. - Изд. 3-е, испр. -Волгоград: Методкнига - 95 с.