Пономарева Татьяна
Проект «Волшебные свойства магнитов»
▼ Скачать
.Проект «Волшебные свойства магнитов»
Авторы проекта : Пономарева Т. А.
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители средней группы
Возраст детей: 5 лет
Проект краткосрочный : две недели.
Актуальность:
Публикация «Проект „Волшебные свойства магнитов“» размещена в разделах
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Дошкольное детство- очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать. Познавательный интерес проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие с ними связи и отношения. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско– творческое отношение к миру.
Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у детей удивление. Магниты окружают нас повсюду. Выбранная мною тема, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями,делают выводы.
.
Цель проекта :
Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, формирование любознательности, активности.
Задачи проекта :
- Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- Изучить влияние магнетизма на разные предметы;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы.
-Развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности;
- Воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, осторожность в работе с опасными предметами.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный.
-Определение уровня знаний детей о магнитах.
-Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Подбор необходимой литературы по данной теме---Подборка опытов с описанием проведения.
-Организация предметно – развивающей среды.
Модель трех вопросов
Что знаю? Что хочу узнать? Где можно узнать?
- Магнитов много.
-Магниты притягивают вещи.
-Есть магниты «холодильчатые», ну которые на холодильнике.
-Магниты примагничивают наши рисунки на выставке.
-Есть магнитные цифры и буквы.
-На магнитной доске тоже есть магниты. -Что такое магнит?
-Откуда он появился?
-Что притягивает магнит?
-Почему притягивает магнит только металлические предметы?
-Может- ли магнит притягивать через песок?
(воду, стекло, бумагу,ткань и т. д.)
-Какие магниты существуют? -Прочитать в книге.
-Расскажет воспитатель.
-Спросим у бабушки.
-Спросим у родителей.
-Узнаем в интернете.
-Посмотрим мультфильмы.
Планирование совместной образовательной деятельности:
1. Подобрать иллюстрации, картинки с изображением экспериментов.
2. Подобрать сказки, стихи, загадки, пословицы о песке, воде и т. д.
3. Оформить выставку рисунков «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».
4. Оформить выставку «Коллекция магнитов».
5. Подбор видеоматериала.
Сотрудничество с родителями:
Оформление печатных консультаций: «Признаки познавательной активности», «Элементарные опыты и эксперименты с магнитами».
Домашнее задание: участие в выставке «Коллекция магнитов»,
Участие в выставке рисунков «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».
11 этап – основной этап (практический).
Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
111 этап- заключительный.
Оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».
Итоговое мероприятие: выставка «Коллекция магнитов»
Выводы:
В процессе реализации проекта дети узнали о свойствах магнита, о материалах, которые являются магнетическими. Научились определять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Родители активно включились в работу по оформлению выставки «Коллекция магнитов».
Системная паутинка по проекту «Волшебные свойства магнитов»
средняя группа
Итоговое событие: выставка «Коллекция магнитов».
Речевое Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Взаимодействие с семьей
Рассказ воспитателя о свойствах магнита»
Беседы: «Что такое магнит?», «Знаешь- ли ты для чего нужны магниты?», «Магнит- наш друг или враг?»
Дид. Игры «Назови как можно больше признаков предмета», «Подбери словечко», «Что изменилось, «Какой, какая, какое?», «Четвертый лишний».
Ситуативный разговор «Что было бы, если бы у нас не было магнитов…», «Как достать скрепки из стакана с водой?». Составление рассказов: «Как я проводил дома опыты».
Беседа: «Опасности в ходе проведения опытов».
Проблемные ситуации: «Можно- нельзя». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Путешествие на выставку магнитов», «Фоторепортер», «Метеоцентр».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Разрезные картинки», Магнитная игра : «Одень куклу».
«Что сначала, что потом?», «Из чего сделано?» Презентация «Волшебные свойства магнита». Рассказ воспитателя о применении магнита в жизни человека.
Экспериментирование: «Какие материалы притягивает магнит», «Ищем клад» (скрепки спрятаны в манной крупе», «Создадим искусственное магнитное поле», «Сила действия магнита через воду, песок, ткань, картон».
Игры с магнитами.
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на луне».
Конструирование из магнитного конструктора «Мебель», «Транспорт», «Дома» и т. Д.
Рисование «Проведенные опыты», «Металлические предметы».
Пластилинография «Магнит» Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Море волнуется», «Кто быстрее», «Магнитная удочка»
Эстафеты: «Передай мячь».
Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке».
Пальчиковая гимнастика: «Дни недели» Информация в родительском уголке: печатные консультации «Признаки познавательной активности», «Элементарные опыты и эксперименты с магнитами». Творческие работы семей: рисунки «Чудо – магнит».
Участие в выставке : «Коллекция магнитов».
Список литературы:
1.«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.2.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5 «Большая книга экспериментов для дошкольников» М. : ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС» 2006г
Конспект организационно-образовательной деятельности
по опытно-экспериментальной работе.
Тема «Магнит и его свойства»
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
познакомить с понятием «магнит»;
сформировать представления о свойствах магнита;
актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;
формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Ход.
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?
Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина).
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?
Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.
В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.
Опыт «Взаимодействие двух магнитов».
Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным, а другой северным (отрицательным). Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.
Опыт «Магниты действуют на расстоянии».
Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Подведение итогов.
Педагог: что нового мы сегодня узнали?
Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.
Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм».
Познавательно – исследовательская деятельность.
Исследование «Где прячется магнит?»
При помощи лупы дети рассматривают магнитный железняк в целом и в измельченном состоянии.
Исследование «Сколько весит магнит?»
Дети на весах из двух чаш взвешивают магнит с магнитной рудой, и с магнитными опилками.
Вывод: Один и тот же магнит в измельченном и целом состоянии весит одинаково.
Исследование «Какой груз притянет магнитная полоска?»
При помощи весов дети взвешивают магнитную полоску и металлические шурупы, магнитную полоску и металлические скрепки. Определяют, что легче, а что тяжелее магнитной полоски.
Вывод: Металлические шурупы тяжелее магнитной полоски, а скрепки легче.
Все предметы притягиваются к магнитной полоске, независимо от веса.
Исследование «Притягиваются - не притягиваются».
Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.
Вывод: Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
Дети проводят магнитом над различными инструментами из металла (железо, сталь, алюминий). Алюминиевые инструменты магнит не притягивает.
Вывод: Металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту, а алюминиевые не испытывают его притяжения.
Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, крупа, камни, вода, на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха, а также среди камней. Магнит не боится препятствий.
Опыт – игра «Рыбалка»
Дети при помощи удочки с магнитом на конце, ловят маленьких рыб в водном аквариуме.
Вывод: Магнит не боится воды.
Опыт «Не замочи руки»
В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.
Вывод: Магнитная сила проходит через воду и стекло.
Опыт «Бумажные гонки».
Можно ли завести бумажную машинку? Положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Опыт «Летающая бабочка»
К бабочке прикреплена железная скрепка (тонкая нить). Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой. Бабочка приходит в движение, летает по небу (лист бумаги или оформленная в летнюю полянку - коробка).
Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон.
Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Опыт – эксперимент «Кораблики бумажные»
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).
Опыт – эксперимент «Лягушка на болоте»
На болоте из картона с обратной стороны закрепляются магниты. С внешней стороны изображены листья кувшинок. На лягушку прикрепляется скрепка. При подталкивании лягушки она прыгает на ту кувшинку, где расположен магнит.
Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.