Татьяна Синявская
Проект «Волшебные сказки в песке» учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №217
Дошкольное отделение ягодка «Ягодка»
Проект
«Волшебные сказки в песке»
Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для де-тей с ТНР с использованием интерактивной песочницы
Разработали:
Синявская Т. В.
Педагог-психолог
Малина Е. А.
Учитель-логопед
1 категории
Г. Новосибирск, 2021 г.
Проект
«Волшебные сказки в песке»
Публикация «Проект „Волшебные сказки в песке“ учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для де-тей с ТНР с использованием интерактивной песочницы
Актуальность:
Характерологическими особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи являются: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вя-лость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности, низкое разви-тие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой па-мяти, внимания, восприятия (различных видов, более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии ре-чи.
Игры с песком, как процесс развития ребенка известен с давних времен. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протя-жении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет воз-можность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, суще-ственно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негатив-ную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может по-мочь освоить любые темы во время обучения.
Для успешного логопедического и психологического процесса необходи-мо создание мотивации общения, нужно добиваться того, чтобы ребенок испы-тывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно. И на помощь к нам приходит логосказка. Логосказка - это целостный педагогиче-ский процесс, способствующий развитию у ребенка всех сторон речи.
Понимая важность и значение использования игр с песком, мы (педагог-психолог, учитель-логопед) разработали проект интегрированных коррекцион-ных занятий по развитию речевых и эмоционально-волевых нарушений у детей средствами песочной терапии.
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе инте-грированного подхода по пяти областям:
Социально – коммуникативное развитие – по средством изучения и проигры-вания сказки дети усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, развивают социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать. Сюжетно тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Организация игрового пространства и заданные правила игры способствуют развитию само ре-гуляции собственных действий детей.
Познавательное развитие – игра в песок способствует развитию интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, а также развивает вооб-ражение и творческую активность. В сказке собраны представления об отече-ственных традициях и праздниках, об традициях народов мира.
Речевое развитие – проигрывание сказок поможет детям овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь. Дети самостоя-тельно проговаривают текст сказки, тем самым развивают связную, грамматиче-ски правильную диалогическую и монологическую речь, а также интонацион-ную культуру речи.
Художественно – эстетическое развитие – создание сказочного игрового мира в песке стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей. Дети принимают роль различных сказочных героев, что способствует формированию сопереживания персонажам художественных произведений. Музыкальное со-провождение каждого занятия развивает восприятие музыки.
Физическое развитие – метод песочной терапии способствует развитию мелкой моторики рук детей. Физминутки помогают поддержать общее физическое раз-витие.
Проблема: трудности освоения программного материала детьми с ТНР тради-ционными методами обучения.
Тип проекта : ролево-игровой.
Продолжительность: сентябрь-декабрь.
Основная цель: оптимизация условий логопедической и психологической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи:
Психолог:
1. Создание ситуации успеха.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта.
3. Развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление).
4. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
5. Развивать эмоционально волевых качеств личности ребёнка, процес-сов саморегуляции, гармонизация психоэмоционального состояния.
Логопед:
1. Повышение интереса к логопедическим занятиям.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие речевого дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие чувства ритма.
6. Развитие связной речи.
Участники проекта : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитанники с ТНР 4-5 лет.
Ожидаемые результаты:
Психолог:
1. Создание ситуации успеха.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта.
3. Развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление).
4. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
5. Развивать эмоционально воле-вых качеств личности ребёнка, процессов саморегуляции, гармонизация психоэмоционального состояния.
Логопед:
1. Формирование у детей устойчивого интереса к логопедическим заня-тиям
2. У детей подготовлен артикуляционный аппарат для постановки звуков
3. Формирование у детей силы и направления воздушной струи.
4. Формирование тонких движений пальцев рук.
5. У детей запущен механизм самокомпенсации нарушений слоговой структуры слова.
6. У детей сформированы яркое, эмоциональное насыщенное желание правильно сформировать и донести до слушателей свою мысль.
Этапы реализации проекта :
- подготовительный
- основной (перспективное планирование)
- заключительный
Подготовительный этап:
Анализ существующей информации по проблемам обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подбор и изучение методической, научной литературы по теме проекта.
Подбор иллюстративного и аудио материала, разработка дидактических пособий.
Подбор стихотворений, загадок, песен, сказок по теме проекта.
Разработка плана реализации проекта.
Подбор диагностических методик в соответствии с категорией воспитанников.
Логопедическая и психологическая диагностика участников проекта.
Основной этап:
Работа по перспективному планированию.
Постановка проблемы.
Поиск пути решения проблемы.
Практическая деятельность.
Заключительный этап:
Диагностика детей. Обсуждение и подведение итогов, формулировка вывода.
Презентация результатов проекта.
Перспективный план работы
Месяц Неделя Тема Время
(мин)
Октябрь 1 «Золотая сказка» 20
2 «Умный карандаш» 20
3 «Три поросенка» 20
4 «Мы на кораблике плывем» 20
Ноябрь 1 «Лекарство для дракона» 20
2 «Смелая внучка» 20
3 «Мудрая принцесса» 20
4 «Мышонок» 20
Декабрь 1 «Лисичка со скалочкой» 20
2 «Волшебный гриб» 20
Методическое обеспечение программы:
Методы и приёмы
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через :
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свой-ствах вещей и окружающего);
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух);
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы);
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи).
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое вос-приятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики. Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.
Список литературы:
1. Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
2. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» : методическое пособие / Е. В. Зубкова [и др. ]. - Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016.
3. Пичугина И. И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И. И. Пичугина – 2016.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2018.
6. Лебедева И. Л. Сказки деда Логопеда : методическое пособие/И. Л. Лебе-дева. -Вентана-Граф,2015