Светлана Дубровина
Проект «Волшебные краски» по художественно-эстетическому развитию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23"
ПРОЕКТ
по художественно-эстетическому развитию
с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Волшебные краски»
Разработчик:
воспитатель высшей кв. категории
Дубровина Светлана Юрьевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Волшебные краски»
Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц)
Тип проекта : познавательно- творческий.
Публикация «Проект „Волшебные краски“ по художественно-эстетическому развитию для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Вид проекта : групповой
Возраст детей : 4-5 лет
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта : развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования (кляксография, набрызг и тычкование);
- прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- учить детей самостоятельно выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие :
- развивать творческие способности, фантазию детей;
- развивать воображение, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
К концу реализации проекта
дети смогут:
- овладеть различными техниками нетрадиционного рисования;
- самостоятельно выбирать материал и применять его для рисования нетрадиционными техниками;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности;
-повысить уровень развития психических познавательных процессов (мышление, память, внимание);
- развить творческие способности;
- трудиться, доводить начатое дело до конца;
родители смогут:
- повысить компетентность в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Актуальность
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен.
Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Творчество - это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определё нные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.
В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире;
4. Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).
Поэтому использование нетрадиционных техник рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
- Обследование детей с целью выявления уровня развития творческих способностей;
- разработка анкеты для родителей «Развитие творческих способностей детей» и их опрос;
- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного и раздаточного материала по теме проекта;
- оформление консультаций для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей»;
- разработка перспективного плана реализации проекта.
2 этап – основной
- Реализация проекта :
Формы работы по проекту :
- совместная деятельность педагога с детьми;
- беседы, наблюдения;
- создание игровых ситуаций;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, репродукций художников.
- Пополнение уголка ИЗО нетрадиционными материалами для рисования (зубные щетки, ватные палочки, трубочки и д. р.).
- Привлечение родителей к реализации проекта.
3 этап – заключительный
- Участие в выставке рисунков «Мое любимое животное», в рамках проекта ДОУ «Изобразительные технологии в ДОУ»;
- совместные выставки рисунков родителей и детей;
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы с родителями;
- консультация «Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста»;
- совместные выставки родителей и детей по теме проекта.
- родительское собрание на тему «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
План мероприятий по реализации проекта
Срок Мероприятие Тема Задачи РППС
1-я неделя
1. «Увлекательное рисование методом тычка» (знакомство с техникой «рисование тычком»)
- Познакомить детей с техникой рисования тычком;
- познакомить с правилами работы в этой технике;
- учить рисовать ватными палочками
Лист бумаги, ватные палочки, гуашь.
2. «Ёжик» (Тычок жесткой кистью)
- Учить рисовать ежа жёсткой кистью, развивать аккуратность и воображение.
Бумажные силуэты ежа, гуашь, смятая бумага, картина «Ежи»
3. «Веточка мимозы» (Тычок жёсткой кистью)
-Упражнять в рисование тычком жёсткой кистью.
- Развивать творческое воображение.
Тонированная бумага, гуашь зелёного и жёлтого цвета, жёсткая кисть
4. «Цыплята» (Тычок жёсткой кистью)
- Закрепить рисование тычком жёсткой кисти.
- Развивать творческое воображение.
Бумажные силуэты цыплят, гуашь, смятая бумага, иллюстрации цыплят
5. «Мое любимое животное» (рисование тычком ватная палочка или тычок жесткой кистью)
- Закрепить рисование методом тычка.
- Побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг).
- Прививать любовь к природе.
Бумажные силуэты животных, гуашь, жесткая кисть, ватные палочки
2-я неделя
1. Знакомство с техникой «кляксографией» Чтение сказки «Хитрая клякса»
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования через сюжет сказки.
- Уточнить, расширить и активизировать словарь детей.
- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы. иллюстрации кляксы, сказка «Хитрая клякса»
2. «Что может художник?»
- Формировать у детей знания в области изобразительной деятельности.
- Уточнить, расширить и активизировать словарь детей.
- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Презентация «Что такое кляксография?»
3. «Цветочная поляна» (капельный метод кляксографии)
- Познакомить детей с техникой рисования «кляксография» капельным методом через сюжет сказки.
- Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изодеятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.
- Развивать цветовое восприятие, фантазию, внимание, мышление, творческое воображение;
- Воспитывать усидчивость и терпение.
Бумага формата А4 плотная, акварель, кисточки, фломастеры.
Бумажная бабочка, нарисованная в технике клякографии.
4. «Чудесные деревья» (метод выдувания)
- Продолжить работе в технике кляксографии методом выдувания (с помощью трубки).
- Формировать умение передавать цветовую гамму.
- Развивать творческое начало, воображение.
- Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
- Воспитывать у детей аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.
Лист бумаги 20х20 см, пластмассовая ложечка, гуашь, акварель, фломастеры, салфетки.
5. «Моя клякса»
- Совершенствовать умение в технике кляксографии.
- Уточнить, расширить и активизировать словарь детей.
- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- Воспитывать желание начатое дело доводить до конца.
Лист бумаги 20х20 см, гуашь, акварель, фломастеры, кисть, аудиозапись шума дождя.
6. Совместная выставка детей и родителей «Наши кляксы»
3-я неделя Знакомство с техникой «набрызг»
1. «Листопад»
- Формировать представление детей о разнообразных способах выражения мысли путем работы с нетрадиционной техникой рисования "набразг", закреплять знания детей о признаках осени.
- Развивать познавательную активность детей, наглядно-образное мышление, координацию движений.
- Воспитывать эстетический вкус, бережно отношение к природе.
Листы бумаги, трафареты листьев, гуашь, зубные щетки, палочки
2. «Одуванчики»
- Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – (набрызг).
- Обучать особенностям изображения объектов с помощью данной техники.
- Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие.
Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.
Листы бумаги, трафареты кругов, гуашь, зубные щетки, палочки
3. «Елочка»
- Учить детей работать в технике «набрызг».
-Расширять представление о средствах выразительности.
-Развивать творческие способности детей.
-Развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета,
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение давать оценку своим работам и работам других;
-Формировать навыки доброжелательного общения со сверстниками, взрослыми.
-Вызывать у детей радость от созданного ими изображения.
Листы бумаги, трафареты елочек, гуашь, зубные щетки, палочки
4. «Салют»
- Развивать у детей интерес к изображению салюта, используя зубную щётку и кисть.
-Добиваться выразительности образа, путём контрастного сочетания цветов.
- Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества;
- Расширять знания об окружающей действительности. Листы белого цвета, гуашь разного цвета, зубная щётка и кисть
Совместная выставка родителей и детей «Вернисаж»
Список используемой литературы
1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
2. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина. – Каро, 2007.
3. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -М. :ГНОМ и Д, 2004.
4. Интернет - ресурсы
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. –М. ,2007.