Ксения Рогозина
Проект «Волшебница-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Волшебница – соль».
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, среднесрочный с 21.11.22 по16.12.22.
Тема исследования: «Волшебница - соль».
Объект исследования: соль.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников.
Руководители проекта: воспитатель старшей группы Рогозина К. С.
Актуальность:
Публикация «Проект „Волшебница-соль“» размещена в разделах
Восемь тысяч лет люди используют соль в пищу. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
1. Изучить исторические сведения о соли.
2. Узнать о значении соли в жизни человека.
3. Расширить знания о свойствах и видах соли.
4. Развить творческое воображение и креативное мышление.
5. Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.
Методы и формы работы:
1. Эвристические беседы, просмотр видеоматериалов;
2. Постановка и решение вопросов проблемного характера;
3. Выдвижение гипотезы;
4. Наблюдения;
5. Опыты, эксперимент;
6. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов.
План исследований.
Данный проект «Волшебница - соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль?
Гипотеза: соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Работа над проектом строится на следующих принципах:
• принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
• принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
• принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
• принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.
При реализации проекта планируется решение ещё одной не мало важной задачи: ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Планируемый результат:
• дети должны получить элементарные знания о соли;
• иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;
• понимать пословицы, загадки о соли.
Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).
Самостоятельное исследование:
- поиск информации в сети Интернет;
- беседа с родителями;
- изучение соли в русском фольклоре, стихах и загадках, афоризмах;
- рисование на тему: «Волшебные рисунки солью»;
- проведение опытов.
Механизм реализация проекта: участники проекта проводят всю работу над проектом в определенной последовательности, в три этапа.
№ Дата Мероприятие Цель Форма Ответственный
1. Подготовительный этап
1 21.11.22 Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о соли Выявление начальных знаний о предмете исследования и его свойствах Беседа Воспитатель
2 21.11.22 Информирование родителей о предстоящей деятельности. Вовлечение родителей в процесс исследования. Беседа Воспитатель
3 24.11.22 Разгадывание загадок о соли. Актуализация знаний, словарного запаса, создание проблемной ситуации. Викторина Воспитатель
4 21.11.-25.11.22 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах Пополнение педагогической копилки. Воспитатель
2. Основной этап
5 28.11.-29.11.22 Чтение с детьми произведений о соли: русская народная сказка «Соль»; чешская народная сказка «Соль». Вызвать интерес к предмету исследования у детей, получить эмоциональную разгрузку. Чтение Воспитатель
6 29.11.22 Опыты с солью «Свойства соли» Познакомить детей, в процессе продуктивной деятельности, со свойствами соли: цвет, вкус, запах, сыпучесть, растворимость. Опыты Воспитатель
7 29.11. 22 - 16.12.23 Выращивание кристаллов из соли (сталактиты, наблюдение за их ростом. Понаблюдать с детьми, как испаряется из стаканов вода, оставляя на нитке соляной кристалл (сталактит) Наблюдение, эксперимент Воспитатель
8 30.11.2022 Просмотр фильма «Как соль приходит на стол» Познакомить детей со способами добычи соли. Просмотр фильма (ИКТ) Воспитатель
9 30.11-05.12.22 Анкетирование родителей на тему «Соль и здоровье человека» Выявить осведомленность родителей по данному вопросу. Анкета Воспитатель
10 5.12.2022 Опыт «Соль и снег» Понаблюдать, что произойдет со снегом, если на него насыпать соль. Опыт, наблюдение Воспитатель
11 9.12.2022 Опыт «Соленая и несоленая вода» Понаблюдать и сравнить, как застывает солёная и не солёная вода. Опыт, наблюдение Родители
12 13.12.2022 Занятие «Рисунки солью. Зимний пейзаж» Развитие творческих способностей обучающихся через нетрадиционные формы работы. Занятие Воспитатель
3. Заключительный этап
13 15.12.2022 Выявление уровня знаний детей на тему «Волшебница-соль» Выявление уровня осведомленности о свойствах соли, способах её использования, пользе и тд. Викторина Воспитатель
14 16.12.22. Демонстрация кристаллов соли выращенных в группе Демонстрация продукта Воспитатель, дети
16.12.22 Оформление результатов проекта в стенгазету Продемонстрировать результаты работы по проекту Стенгазета Воспитатель, дети
Результат работы – в результате работы у детей будут сформированы представления о том, откуда берется соль, каким свойствами она обладает. Результат продуктивной деятельности – выращенные солевые кристаллы, картины нарисованные солью.