Татьяна Максимова
Проект «Волшебная соль» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Соловушка»
ПРОЕКТ «Волшебная соль» в старшей группе
Воспитатель:
Максимова Татьяна Николаевна
1. Паспорт проекта
Автор
Максимова Татьяна Николаевна
Тема проекта
Волшебная соль
Цель проекта
Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи проекта
Публикация «Проект „Волшебная соль“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
- Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
-Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки дошкольника.
- Вырастить кристалл поваренной соли.
Участники проекта
Воспитанники старшей группы №7, воспитатели, родители.
Срок проекта
Краткосрочный, с 20 марта по 24 марта
Проблема
Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Результат
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
Продукт деятельности
Презентация проекта «Волшебная соль»
Выставка рисунков солью
1. Актуальность.
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого:
принять и освоить цель, актуальную для ребёнка;
выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Цель проекта:
Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи проекта:
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
- Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
-Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки дошкольника.
- Вырастить кристалл поваренной соли.
2. Основные принципы реализации проекта.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
3. Методы и приемы при реализации проекта.
- Анализ познавательной литературы
- Опытно-экспериментальная деятельность,
- Исследовательская деятельность,
- Наблюдения,
- Творческая деятельность,
- Игровая деятельность.
Технология реализации проекта.
Совместно с ребёнком мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить плотность солёной и пресной воды. В реализации проекта нам помогали родители ребёнка, рассказывая дома о вкусовых качествах соли.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
4. Ожидаемый результат реализации проекта
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
5. Этапы реализации проекта
Этапы
Основные направления реализации проекта (мероприятия)
Подготовительный
13-19 марта
- Формирование проблемы, цели проекта.
- Изучение специальной литературы.
- Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов.
Основной
17-24 марта
- Беседы «Что ты знаешь о соли?», «Соль — друг и враг»
- Дидактические игры «Соль — друг и враг», «Соленое — не соленое»
- Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
«Определение плотности солёной воды»
«Как вырастить кристалл из соли?»
Заключительный
30 марта
- Презентация проекта
- Выставка рисунков солью
План-схема реализации проекта
Период
Понедельник
Задачи
1. Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности
Совместная
деятельность воспитателя и детей
- Беседа – обсуждение «Что ты знаешь о соли?»
- Знакомство с пословицами и поговорками о соли.
- Дидактическая игра «Соленое — не соленое»
Самостоятельная деятельность детей
- Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Итог
Обогащение представлений о соли.
Период
Вторник
Задачи
Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Вырастить кристаллы поваренной соли.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Опытно-экспериментальная деятельность «Как вырастить кристалл из соли?»
Самостоятельная деятельность детей
Наблюдение за образованием кристаллов соли
- Дидактическая игра «Соленое — не соленое»
Итог
Подтвердить, что соль — это кристаллы, что соль добывается из соленой воды
Период
Среда
Задачи
1. Расширить знания детей о соли, ее полезных свойствах и вреде для здоровья
«Соль — друг и враг»
Совместная
деятельность воспитателя и детей
Высаживание растений в соленую и пресную воду
- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная»
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде
Наблюдение за образованием кристаллов соли
Итог
Выявить полезные и вредные свойства соли
Период
Четверг
Задачи
1. Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств
Совместная деятельность воспитателя и детей
Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли»
«Определение плотности солёной воды»
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за образованием кристаллов соли
- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная»
Итог
Установить, что соль растворяется в воде, зависимость растворяемости соли от температуры воды
Установить, что плотность соленой воды выше, чем пресной.
Период
Пятница
Задачи
Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Рисование солью
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде
- Наблюдение за образованием кристаллов соли
Итог
Сделать вывод о том, что от соленой воды растения погибают
Вырастить кристалл поваренной соли
Выставка рисунков
6. Результаты реализации проекта.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
Соль растворяется в воде.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Работа с родителями:
1. Консультация «Домашнее экспериментирование».
2. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
3. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.
Приложение
Немного истории
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».
Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
Опытно-экспериментальная деятельность.
1. Соль растворяется в воде.
В ёмкость с водой, погружаем ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется. Приглядевшись, я увидела, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.
2. Соль в воде разной температуры.
Берем два стакана с холодной и горячей водой. Кладем в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в обеих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
3. Получение кристаллов.
Берем небольшое блюдце, наливаем туда воды, добавляем соль, размешиваем и оставляем на ночь на батарее.
Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.
4. Исследуем плотность солёной воды.
Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: соль действительно повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
5. Определяем влияние соли на рост растений.
Берем две емкости с водой. В одну добавляем соль. Ставим в обе емкости ростки растений. Наблюдаем в течение дня. Росток в соленой воде вянет.
Вывод: соль вредит росту растений.
6. Выращивание кристалла соли.
Берем высокий стеклянный сосуд, наливаем горячую воду, добавляем соль, пока она не перестанет растворяться. Опускаем в раствор синельную проволоку. Через несколько дней видим кристалл, образованный из мелких частиц.
Вывод: используя свойства соли кристаллизоваться, можно вырастить кристалл соли.
ФОТООТЧЕТ[
Создание проблемной ситуации
Сравниваем кристаллы соли и кристаллы льда
При испарении соленой воды образуются кристаллы соли
Вырастили кристалл соли
Растворение соли в холодной и горячей воде
Влияние соли на рост растений
Определяем плотность соленой воды
Дидактическая игра «Соль — друг и враг»
Рисуем солью море
Консультация для родителей о детском экспериментировании