ОКСАНА Серова
Поисково — экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково – экспериментальная деятельность в старшей группе
«Волшебница соль»
Введение
Происхождение слова соль связано с Солнцем : старинное, славянское название Солнца – Солонь.
«Хлеб – соль» - так на Руси встречали гостей. Это пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Публикация «Поисково — экспериментальная деятельность в старшей группе „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. На Руси соль добывали из рассолов, которые выкачивали из недр озер.
Древнегреческий поэт Гомер назвал поваренную соль «божественной». В те далёкие времена она ценилась выше золота.
В древнем Риме караваны с солью называли – виа Солария, что означало «Соляной путь». Караваны с солью сопровождались отрядами воинов, потому, что соль была очень дорогая.
Из-за мест, где добывали соль, происходили военные столкновения, а нехватка соли у населения вызывала «соляные бунты».
Многие племена в Центральной Африке отдавали за чашку соли, чашку золота.
В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль - Илецк, Сольцы, Соль - Вычегодск, Усолье, реки: Усолка и Солёная и многие другие.
Существует три вида соли: пищевая, техническая, морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.
Морская соль - это прекрасное средство помощи при простуде, используют как косметическое средство, укрепляющее здоровье.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Когда-то соль окрестили «белой смертью», и это пугающее название тянется до наших дней. Это несправедливо и неверно!
Конечно, злоупотреблением солью можно нанести вред своему здоровью, но так можно сказать о любых продуктах.
Соль – обязательная составная часть организма человека. Она поддерживает нормальную деятельность клеток, из которых состоят все ткани и органы. Поэтому соль для организма жизненно важна.
Теоретическая часть
Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, сделаю – и я пойму!»
Гипотеза: «Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто!»
Проблема: «Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем».
Хотелось узнать:
Что такое соль?
Откуда она берётся?
Можно ли обойтись без неё? Для чего она нужна?
Как она добывается?
Где и как она применяется?
Задачи:
Формировать представление о соли, как о продукте необходимом для человека
Познакомить детей с особенностями и свойствами соли опытным путем.
Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
Учить наблюдать причинно - следственные связи, делать выводы.
Поделиться своими знаниями с родителями и сверстниками.
Методы исследования:
Анализ информации, полученной из различных источников: литературы, интернета.
Проведение опытов, анализ их результатов.
Обобщение полученной информации
Практическая часть
Этапы реализации поисково - исследовательской работы ( участники: дети, педагоги, родители)
Вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации. Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
Основной этап
1. Беседа с детьми «Где и как добывают соль?». Цель: Дать детям знания о добыче соли в нашей стране.
2. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки). Цель: Вызвать желание находить информацию о соли в устном народном творчестве.
4. Игра – путешествие «Есть ли соль в Коми республике?» Цель: Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в Коми крае.
5. Опытно – экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно – научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Способствовать формированию умений проводить опыты, добиваться результатов, делать выводы.
6. Творческая мастерская. Рисуем из цветной соли картины. Цель: Формировать интерес к созданию творческих работ с использованием цветной соли как материала.
Заключительный этап
1. Презентация проекта «Удивительная соль». Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками, с родителями.
2. Выставка картин из цветной соли. Цель: Формировать у детей интерес к нетрадиционному творчеству через исследовательскую деятельность.
Опыты с солью, проведенные в ходе экспериментальной работы.
Опыт 1. «Эффект мертвого моря»
Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки, хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо - оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду - яйцо оказалось где-то посередине банки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. А значит, в море будет легче плавать, чем в пресной реке.
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт 2. «Соль растворяется в воде»
Взяли две прозрачные баночки: одну с горячей водой, другую – с холодной. Положили в обе банки по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт 3. «Какая соль на вкус?»
Берём в мерную ложку немного соли, насыпаем в ладошку и пробуем на вкус.
Вывод: Соль очень солёная.
Опыт 4. «Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соль, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляли соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берём затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Рос кристалл медленно.
Через неделю кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли красивой формы.
Вывод: Кристаллы растут из соленого раствора воды, когда вода испаряется. Они имеют разную форму в зависимости от «затравки».
Опыт 5. «Соль - кристаллическая»
На лист тёмно - синего картона насыпаем немного соли. Берём лупу и рассматриваем соль. Она похожа на снег, вся кристаллическая. Имеет свойство скрипеть. Если на соль нажать, то слышен хруст.
Вывод: соль состоит из минеральных кристаллов, разной величины. Имеет свойство - скрипеть.
Опыт 6. «Соль – чистящее средство»
Мы взяли грязный, стеклянный стакан, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, блестел на свету.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Опыт 7. «Соль легко можно покрасить»
Возьмём 4 пустых баночки и в каждую, насыпим немного пищевого красителя разного цвета. Добавим в красители воды из пипетки. Ватными палочками перемешаем. Затем насыпим соль в 4 полиэтиленовых пакета. В каждый пакет выльем разбавленный краситель. Завяжем пакет и хорошенько перемешаем. Получится 4 пакета с разным цветом соли.
Вывод: Соль быстро впитывает жидкость, её легко можно покрасить.
Заключение
Выводы
В ходе исследовательской работы мы с детьми выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились со способом выращивания кристаллов, научились красить соль и рисовать из цветной соли замечательные картины. Из маленьких детей, дети превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей. Они убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! Все проведенные опыты с удивительной солью, дети вместе с родителями повторили дома.
Список литературы и источников
Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М, Педагогическое общество России, 2003.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2009
Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2007
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2007
Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2006
Интернет - образовательные ресурсы: «Занимательные опыты» https: // adalin.