юлия шапкина
Проект «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект тема : «Волшебная соль».
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы «Василек», родители воспитанников, воспитатели – Шапкина Ю. П., Решетова К Н.
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Публикация «Проект „Волшебная соль“» размещена в разделах
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а не чего о ней не знаем.
Цель проекта :
Узнать как можно больше о соли и о её свойствах.
И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный
материал для проведения опытов и творчества.
Задачи проекта :
Расширять знания детей о соли, определить свойства соли, как ее добывают, где применяется.
Формировать у детей исследовательские навыки.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Развивать умение участвовать в познавательно-исследовательской деятельности.
Проблема:
Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.
Гипотеза:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность ребёнка дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Актуальность:
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На наш взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Волшебная соль») заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого:
-принять и освоить цель, актуальную для ребёнка;
-выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.
По продолжительности – краткосрочный (неделя).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребё нок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная).
3. Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о соли (рус. нар. сказка «Соль» и фр. нар. сказка «Я люблю тебя, как соль»)
4. Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль.
5. Познавательно-исследовательская деятельность «Соль – волшебница». «Изучение свойств и качеств соли».
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».
Какие виды соли бывают?
На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, а также крупная и мелкая.
Морская соль - добывается путем выпаривания морской воды.
Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все
очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах.
В древности на месте этих гор был океан.
Практическая часть проекта.
«Соль хрустит».
Дети насыпали в тарелочку соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой
на соль её кристаллы трутся друг об друга и мы слышим хруст.
«Соль в холодной и горячей воде».
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
«Плавающее яйцо»
Для опыта взяли сырое яйцо и два стакана с водой. Налили воду в стакан, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в один стакан яйцо, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет соли – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.
Вывод:
Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
«Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
Но и это еще не все!
С помощью соли можно создавать картины и поделки из солёного теста.
Рисование нетрадиционной техникой «Акварель+соль», «Восковые мелки +соль».
Декорирование баночки разноцветной солью.
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
анализ познавательной литературы,
познавательно-исследовательская деятельность,
наблюдения,
творческая деятельность,
игровая деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Совместно с ребёнком мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить плотность солёной и пресной воды. В реализации проекта нам помогали родители детей, рассказывая дома о вкусовых качествах соли.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
Соль растворяется в воде.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Заключительный этап проекта – Презентация проекта «Волшебная соль». Цель: Прививать ребёнку дошкольного возраста стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.
Список литературы
1. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.
2. Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.
3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
4. Энциклопедия «Я познаю мир», М. :АСТ «Астрель», 2009.