Марина Чолан
Проект «Волшебная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Волшебная пуговица».
Автор проекта : Марина Васильевна Чолан, воспитатель МБОУ НОШ «Детство без границ»
Участники проекта : дети и родители старшей группы, педагоги.
Вид проекта :
По времени - краткосрочный (3 недели) ;
По количеству участников – коллективный;
По типу – монопредметный;
По форме –информационно-позновательный.
Пояснительная записка:
Вы можете стать кем угодно,
и никто не заметит этого.
Но если у вас отсутствует пуговица,
каждый обратит на это внимание.
Публикация «Проект „Волшебная пуговица“» размещена в разделах
Э. М. Ремарк
Оторвалась у мальчишки пуговка
с рубашки и укатилась в неведомую даль, заплакал малыш, загоревал:
- Мама будет ругаться.
- Не плачь, малыш. Мама дома найдет такую же пуговку и пришьет тебе на место.
- А где она найдет такую же? Разве такие же бывают?
- Конечно, бывают. Дома у мамы в шкатулке, я уверена, много одинаковых пуговок.
- А откуда у нее много одинаковых пуговок? Откуда она их берет?
И тут я поняла, что дети в окружающем их мире еще много чего не знают.
интересного.
Так появилась идея проекта «Волшебная пуговица» с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру.
Актуальность:
Ребенок по своей природе является исследователем мира, в которой он пришел, его первооткрывателем. Как же тяжело познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие.
Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу – как ещё можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция предмета, какова роль взрослых в этом процессе, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на расширение функциональных возможностей предмета.
Вместе с детьми и их родителями мы отправились в прошлое и настоящее пуговицы. Реализация плана действий в проекте потребовала от детей умения устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между предметом и его назначением.
Проблема, реализуемая в ходе проекта : имеющиеся у детей знания о возникновении пуговиц в значительной части неполны.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Цель: заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширять представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности пуговицы) для удовлетворения собственных потребностей.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире;
- заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
- обогащать сенсорный опыт детей;
- совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развивающие:
- развивать воображение, фантазию, творчество;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами, как составляющей здоровьесберегающих технологии;
- развивать стремление у детей к поисково- познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
После завершения проекта дошкольники смогут :
• знать историю возникновение пуговицы;
• проявлять интерес к предметам окружающего мира, установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;
• использовать пуговицу как материал для поделок, знать меры безопасности в работе с пуговицей;
• уметь классифицировать пуговицы по различным признакам (визуально, с помощью опытной деятельности);
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников;
• продолжать формировать умение работать с разно-фактурными материалами;
• закрепить умение пользоваться разными видами застёжек.
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Привлечение родителей к коллекционированию пуговиц.
Создание мини- музея «Волшебная пуговица».
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
Основной этап:
Формы работы с детьми:
Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).
Составление альбомов: «Пуговица в профессии», «Старинные пуговицы», «Детские пуговицы».
Познавательная и речевая деятельность.
Образовательная ситуация с элементами познавательного развития: «История пуговиц», «Что может пуговица», «Пуговка в гостях у детей».
Чтение художественной литературы: Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица».
Беседы: «Откуда появилась пуговица», «Пуговицы бывают разные», «Бережное отношение к пуговицам».
Составление описательных рассказов.
Сочинение сказок, рассказов, загадок о пуговицах.
Разучивание пословиц, поговорок, стихотворений.
Рассказ из личного опыта: «Как я научился застегивать пуговицу?».
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Найди пару», «Узоры из пуговиц», «Собери пуговицу», «Счетная панель», «Подбери к одежде», «На что похожа пуговица», «Больше, меньше», «Запомни и повтори», «Выложи по образцу», «Волшебный мешочек».
Подвижные игры: «Рыбалка», «Пуговка не убегай», «Выйди на крылечко».
Сюжетно ролевые игры: «Ателье», «Магазин», «Семья», «Мы дизайнеры».
Игровые упражнения: «Рассортируй по признакам», «Выложи геометрические фигуры».
Игры с использованием ТРИЗ: «Что было бы, если бы люди жили без пуговиц».
Продуктивная деятельность.
Рисование с использование различных технологий : «Волшебный цветок», «Придумай и нарисуй свою пуговицу», «Печатаем узор», «Пуговицы для сказочных персонажей».
Лепка: «Бабочка», «Пуговка в сундучок».
Аппликация: «Магазин пуговиц» (коллективная работа).
Конструирование: «Гусеница», «Выкладывание узоров», «Бабочка», «Браслет для мамы», «Сова», «Домик», «Пирамидка», «Печенье».
Ручной труд (пришивание пуговиц, нанизывание) : «Бусы», «Кольцо», «Украшения для куклы».
Экспериментальная деятельность.
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Формы работы с родителями:
Сбор материала (фотографии, иллюстрации, создание альбомов.
Привлечение родителей к созданию коллекций пуговиц.
Придумывание сказок и историй про пуговицы.
Участие в выставках творческих работ.
Разработка консультаций для родителей: «Увлекательные игры с пуговицами»,
Оснащение предметно-развивающей среды:
Создание мини-музея «Волшебная пуговица».
Обогащение коллекций пуговиц.
Подбор информации, загадок, стихотворений, сказок, презентаций, пословиц и поговорок по данной теме.
Создание картотеки дидактических и подвижных игр.
Этап завершающий:
Представление мини–музея.
Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц.
Создание массажного коврика для профилактики плоскостопия.
Полученные результаты:
Проект способствовал развитию у детей творческого мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, мелкой моторики посредством продуктивной деятельности и дидактических игр
В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Волшебная пуговица», альбомы «Пуговица в профессии», «Старинные пуговицы», «Детские пуговицы». Оформлена картотека дидактических игр.