Эльнара Мангушева
Проект «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потребности
детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с
которым дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей
с водой, а так же на радостное проявление эмоций детей в процессе взаимодействия с ней
во время культурно-гигиенических навыков, мы увидели незакрытые краны «. вот так вот
из-за пустяка пропала целая река!» Это происходит оттого, что у ребят мало знаний о том,
Публикация «Проект „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
какую огромную роль вода играет в нашей жизни. К сожалению, многие считают водные
ресурсы неисчерпаемыми, поэтому очень важно научить детей – наше будущее поколение
– бережно относиться к воде. Но самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем
раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. Поэтому главная
задача взрослых – так направить детское влечение к познанию воды е свойств и качеств,
чтобы ребенок считал, что к этому умозаключению он пришел сам. Добиться этого можно
только через активное взаимодействие реб нка с водой: наблюдения, опыты, эксперименты.
Таким образом, мы убедились в актуальности данной темы, а именно в необходимости
получения знаний и представлений об основных свойствах воды, ее состояниях и значении
для всего живого на планете Земля.
Гипотеза: Жизнь на земле без воды невозможна!
Основополагающий вопрос: Сможем ли мы прожить без воды? Проблемные вопросы:
Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода?
Цель. Расширить и углубить знания детей о воде, е свойствах, состояниях; о
значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытноэкспериментальной деятельности.
3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной
активности, самостоятельности.
4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
5. Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее
мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых
навыков дошкольников.
Новизна проекта.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому
воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию
воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя,
муз. руководителя, и родителями воспитанников.
Прогнозируемые результаты:
Для воспитанников:
1. Представление о воде, как источнике жизни живых организмов.
2. Знания о поведении и деятельности в природе.
3. У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту
(будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно –
следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным
путем, научаться фиксировать наблюдения).
4. Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх,
рассказах.
Для родителей:
1. Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом
образовании дошкольников.
2. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе
реализации проекта, желание сотрудничать с детским садом (семейные газеты,
книжки малышки, рисунки);
3. Сплочение детей и родителей через совместные мероприятия
Для педагогов:
1. Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через
совместные мероприятия (праздники, развлечения, экскурсии);
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах
экологического воспитания дошкольников;
3. Творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка
дидактических игр, систематизация художественного слова по экологическому
воспитанию воспитанию.
4. Апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов
5. Создание предметно-развивающей среды, способствующей экологическому
воспитанию детей.
Технология проекта и этапы реализации плана проекта
I этап – подготовительный
Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в
достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей и
воспитанников, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и
составление перспективного плана для всех этапов проекта.
На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой экологического
воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного
обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план
по ознакомлению детей с водой, е свойствами, состояниями и значимостью воды в жизни
человека и всего живого, определены основные направления работы.
План реализации подготовительного этапа:
№
п/п
Мероприятие Участники
I этап – подготовительный
1. Изучение интереса детей для определения задач проекта
(анкетирование детей и родителей)
Воспитатели, дети,
родители
2. Подбор художественной литературы по теме вода. Воспитатели, родители
3. Подбор энциклопедий, карт, схем Воспитатели,
музыкальный
руководитель
4. Составление картотек загадок, ребусов, стихов,
поговорок
Воспитатели
5. Составление картотеки «Опыты с водой» Воспитатели
Создание условий для исследования, подготовка
материала к экспериментированию
Воспитатели, родители
6. Подготовка оборудования для опытов с водой. Воспитатели
7. Разработка конспектов НОД по теме. Воспитатели
II этап – основной
Основной этап по реализации проекта «Волшебница вода» включал в себя: занятия,
наблюдения на прогулках, беседы, игры-эксперименты, чтение художественной
литературы, работу с родителями.
План реализации основного этапа
№
п/п
Мероприятие Цель Участники Сроки
II этап – основной
1. Проведение беседы на тему
«Вода»
Показать где и в каком
виде существует вода в
окружающей среде.
Воспитатель,
дети П
Е
Р
В
А
Я
Н
Е
Д
2. Чтение Б. Заходер «Что
случилось с водой?»
Создать условия для
формирования умения
внимательно слушать
художественное
произведение, отвечать
полными ответами на
вопросы воспитателя.
Воспитатель,
дети
3. Просмотр мультфильма «Ну,
Погоди!- Берегите воду»
Формировать бережное
отношение к воде,
опираясь на содержание
мультфильма.
Воспитатель,
дети
4. Отгадывание загадок о воде
и ее различных состояниях.
Создать условия для
формирования умения
отгадывать загадки,
используя имеющиеся
знания о воде и ее
различных состояниях;
развития логического
мышления
Воспитатель,
дети
Е
Л
Я
5. Изготовление «Капелек
воды»
Создать условия для
развития у детей
эмоционального
отклика, желания
отражать в рисунках
капельки воды.
Воспитатель,
дети
6. Проведение беседы на тему:
«Вода вокруг нас»
Обратить внимание
детей на значение воды
в жизни людей.
Воспитатель,
дети
7. Подвижная игра: «Мы
капельки»
Создать условия для
упражнения детей в
быстром беге.
8. Консультация для родителей
«Чего нельзя, и что нужно
делать для поддержания
интереса детей к
познавательному
экспериментированию».
Создать условия для
привлечения внимания
родителей к
поддержанию
познавательного
интереса у детей через
эксперимент.
Воспитатель,
родители
9. Проведение опыта
«Свойства воды»
Познакомить детей со
свойствами воды
(принимает форму, не
имеет запаха, вкуса,
цвета, поверхностное
натяжение и др.
Воспитатель,
дети
10. Дидактические игры: "Где
спряталась рыбка",
"Разрезные картинки",
"Четвертый лишний"
Создать условия для
закрепления значения
воды в нашей жизни,
показать в каком виде
она существует,
разнообразие состояний
воды; развития
логического мышления.
Воспитатель,
дети,родители
11. Беседа «Вода нужна всем» Дать детям
представление о роли
воды в жизни растений
и животных.
Воспитатель,
дети
В
Т
О
Р
А
Я
Н
12. Проведение опыта «Л гкие
предметы не тонут, тяж лые
опускаются на дно»
Расширять
представления детей о
свойствах воды
(тяж лые предметы
вводе тонут, а л гкие
плавают).
Воспитатель,
дети
13. Заучивание стихотворения
«Я по воде могу ходить!»
Олегова С.
Создать условия для
развития памяти, речи,
мышления.
Воспитатель,
дети
14. Подвижная игра: «Речка—
берег»
Создать условия для
развития двигательных,
коммуникативных и
творческих
способностей.
Воспитатель,
дети
Е
Д
Е
Л
Я
15. Выпуск буклета «Берегите
воду»
Создать условия для
привлечения внимания
родителей к бережному
отношению к воде.
Воспитатели,
родители.
16. Изготовление коллажа
«Кому нужна вода»
Создать условия для
формирования умения
принимать активное
участие в создании
коллажа; формирования
умения логически
мыслить.
Родители, дети
17. Дидактические игры
«Хорошо-плохо», «Что было
бы, если…»
Создать условия для
закрепления значения
воды в нашей жизни,
показать в каком виде
она существует,
разнообразие состояний
воды; развития
логического мышления.
Дети,
воспитатель
18. ООД «Вода в жизни людей». Расширить знания детей
о значении воды в
жизни человека.
Прививать бережное
отношение к воде.
Воспитатель,
дети
Т
Р
Е
Т
Ь
Я
Н
Е
Д
Е
Л
Я
19. Проведение опыта «Вода
может иметь цвет, запах,
вкус»
Воспитатель,
дети
20. Чтение экологической
сказки «Королева-вода»,
Н. А. Рыжова «Жила-была
река»
Создать условия для
формирования умения
внимательно слушать
художественное
произведение, отвечать
полными ответами на
вопросы воспитателя.
Воспитатель,
дети
21. Подвижная игра «Руче к» Обучение в игровой
манере ходьбе,
внимательности, игре в
коллективе.
Воспитатель,
дети
22. Рисование «Море» Создать условия для
развития
изобразительных
навыков.
Воспитатель,
дети
Создание модели «Морские
животные»
Воспитатель,
дети
23. Беседа «Это волшебница
вода»
Познакомить детей с
различными
природными явлениями:
дождь, снег, иней.
Показать разнообразие
воды в окружающей
среде.
Воспитатель,
дети
24. Дидактические игры «Кому
нужна вода?» «Где
спряталась вода?»
Создать условия для
закрепления значения
воды в нашей жизни,
показать в каком виде
она существует,
разнообразие состояний
воды; развития
логического мышления.
Воспитатель,
дети, родители
25. ООД по
экспериментированию «Что
мы знаем о воде, говорят,
она везде».
Закрепить знания детей
о свойствах воды,
значении воды в жизни
животных, растений и
человека, о роли в
природе, умения
проводить несложные
опыты с водой. Дать
понятие детям о том,
почему вода иногда
нуждается в очистке, и
дать элементарное
представление о
процессе фильтрации.
Воспитатель,
дети
Ч
Е
Т
В
Ё
Р
Т
А
Я
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Беседа «Путешествие
капельки»
Дать детям
элементарные знания о
круговороте воды в
природе.
Воспитатель,
дети
Создание коллажа
«Круговорот воды в
природе»
Создать условия для
привлечения внимания
родителей к теме
«Круговорот воды в
природе»
Воспитатель,
родители
Игровое занятие
«Путешествие с родником»
Уточнить и закрепить
знания детей о
круговороте воды в
природе, о значении
воды; воспитывать
бережное отношение к
воде.
Воспитатель,
дети,
музыкальный
руководитель
Изготовление книжек – Создать условия для Родители, дети
малышек по теме «Вода» привлечения родителей
к изготовлению книжекмалышек.
Сюжетно- ролевая игра
«Путешествие на корабле по
реке»
Создать условия для
закрепления названия
транспортных средств;
формирования
положительных
взаимоотношений
между детьми; развития
диалогической речи;
расширения кругозора
детей.
Воспитатель,
дети
Изготовление
напоминающих знаков «
Береги воду»
Создать условия для
развития
изобразительных
навыков; воспитания
ответственного,
бережного отношения к
воде.
Родители, дети
III этап – заключительный
Для реализации заключительного этапа проекта «Волшебница вода» мы использовали весь
необходимый материал, подобранный и изготовленный в ходе проекта. Итоговым
мероприятием была презентация проекта, которую дети и воспитатели представили на
родительском собрании.
План реализации заключительного этапа:
№
п/п
Мероприятие Участники
III этап – заключительный
1. Повторное (анкетирование детей и родителей) Воспитатели, дети,
родители
2. Презентация коллажей «Кому нужна вода», обмен
буклетами «Берегите воду»
Воспитатели
3. Итоговое занятие по теме «Волшебница — вода» Воспитатели, дети,
родители
4. Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»; Воспитатели
5. Создание практического материала для родителей:
буклеты, консультации.
Воспитатели
Итоги реализации проекта
К концу реализации проекта «Волшебница-вода» пришли к следующим результатам: у
детей повысился познавательный интерес и уровень экологических знаний по теме
«Вода» (на начало года – 40%, наконец года – 75%, у родителей появился интерес к
совместной деятельности с детьми, детско
родительские отношения стали крепче (на начало года – 45%, на конец года – 80%).
Участие в проекте способствовало тому, что дети получили представление о воде, как
источнике жизни живых организмов, привились навыки экологически грамотного
поведения в природе и в быту. Ребята научились ставить проблему, находить пути решения,
планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партн ром,
уважать мнение собеседника.
Проект «Волшебница вода» повысил воспитательную компетентность родителей в
экологическом воспитании дошкольников, способствовал творческому самовыражению
воспитанников и их родителей, а также укрепил детско-родительские отношения.
Кроме того, данный проект способствовал : укреплению связей в работе
педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия; повышению
профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания
дошкольников; развитию творческой самореализации педагогов; созданию предметноразвивающей среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
Данный проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в
кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных
группах начальной школы. Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том,
что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество,
умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному
обучению в школе.
Анкета для детей
1. Сможем ли мы прожить без вода?
2. У воды есть запах?
3. Лед это вода?
4. Пар это вода?
5. Вода имеет цвет?
6. Нужно ли беречь воду?
В анкетировании участвовало 19 детей.
Результат анкетирования.
Полную информацию смотрите в файле.