Александра Николаевна Шопф
Проект «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа «Детский сад № 34»
ПРОЕКТ
Вода вокруг нас
Подготовила:
Воспитатель: Шопф А. Н.
Полевской, 2018
Введение:
Публикация «Проект „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
Большое значение имеет экологическое воспитание детей, так как в настоящее время вода является ресурсом, которым пользуются в больших количествах, а загрязнение водоемов по всему миру является одной из самых важных проблем. Современный человек не представляет свою жизнь без воды, она необходима, чтобы приводить в порядок жилище и одежду, обеспечивать элементарные гигиенические процедуры. Каждый день мы нуждаемся в воде, но при этом не понимаем, насколько жизненно необходим для человечества большой запас чистой пресной воды. В связи с этим было принято решение познакомить детей с водой, водоемами и проблемами их загрязнения, как в родном крае, так и по всему миру.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
По срокам реализации: краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель.
Проблема: воспитание отзывчивости к проблемам состояния водоемов, воды на планете.
Актуальность проекта :
Экологическое состояние планеты и его ухудшение требует сознательного бережного отношения к воде, которого можно добиться путем проведения ознакомительных бесед, игр, практических занятий.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Вода вокруг нас».
Цели и задачи проекта :
Цели:
1. Приобщить детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.
2. Формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации.
4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Задачи:
1. Воспитательные:
• Расширить представления детей о свойствах воды, ее агрегатных состояниях.
• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
2. Образовательные:
• Активизировать природоведческий словарь ребенка.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
3. Развивающие:
• Развивать умение формулировать проблему, способность к анализу ситуации, планированию эксперимента, научить детей продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Формы работы по проекту :
Беседы
Чтение литературы
Знакомство в теории и на практике с агрегатными состояниями воды
Ознакомление с проблемами загрязнения водоемов в форме диалога
Знакомство с обитателями водных сообществ
Выставка рисунков на тему «Морские обитатели»
Дидактические игры
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат знания о круговороте воды в природе, агрегатных состояниях воды, проблеме загрязнения водоемов сточными водами.
2. Дети познакомятся с обитателями водных сообществ, влиянием на них загрязнения воды.
3. Сформировать у детей опытно-исследовательские навыки.
4. Развить в детях наблюдательность, любознательность, интереса к познавательной деятельности.
5. Сформировать бережное отношение к воде, научиться экономично ее расходовать, понимать важность сохранения запаса чистой пресной воды на планете.
Мероприятия проекта :
№ Мероприятие Цель
1 Отгадывание загадок на тему «Вода» (Загадки представлены после таблицы, в списке используемых материалов) Привлечение детей к обсуждаемой теме.
2 Беседа о воде, ее значимости, диалог о роли воды в жизни человека. Обратить внимание детей на важность воды в повседневной жизни
3 Знакомство с цитатами великих людей о воде, дети узнают, что думали о воде великие писатели и философы.
Знакомство детей с художественными образами, обогащение знаний о произведениях писателей, в которых есть упоминание о воде.
4 Изучение русских пословиц о воде. Формирование представления о важности воды для русского народа в истории.
5 Рисование водных обитателей. Вовлечение детей в практические занятия по проекту «Вода вокруг нас», знакомство с обитателями воды, знакомство с образом жизни водных жителей. Учить детей передавать особенности внешнего вида рыб.
6 Беседы на темы:
- Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной? Познакомить детей с водоемами на планете: крупными морями и океанами, рассказать, чем отличается вода в разных водоемах и как это влияет на жителей этих водоемов, чем они отличаются.
Познакомить детей с водоемами Свердловской области.
7 Рассказ о круговороте воды в природе. Дети узнают о том, что такое круговорот веществ, по картинкам прослеживают круговорот воды.
8 Сочинение рассказа о путешествии капельки в круговороте воды. Дети придумывают свою историю о путешествии капельки на планете, закрепляют полученные ранее знания о круговороте воды.
9 Дидактическая игра «Плавает – не плавает». Закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Список используемых материалов:
1. Загадки:
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
2. Цитаты о воде
Леонардо да Винчи: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Антуан де Сент-Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест.
Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть. Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.
Александр Твардовский:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б – вода.
Василий Тёркин
3. Пословицы.
Где была вода, там и опять будет
Где вода напрет, тут и ход найдет
Где воду ни пусти, путь себе сыщет
Хлеб да вода - блаженная еда
Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь - кормилец, солнце - князь, луна – княгиня
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
В решете воды не удержишь
4. Дидактическая игра «Плавает – не плавает».
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т. д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
Итоги по проекту :
Дети получили знания:
О водовороте воды в природе;
О бережном отношении к воде как к природному ресурсу;
О пользе и свойствах воды.
Сформировано представление о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Дети заинтересовались водой, ее свойствами, ее нахождением в природе, расположением морей и океанов, познакомились с некоторыми обитателями водных сообществ.
Дети придумали свою историю про путешествие капельки по планете в круговороте воды в природе…
…и познакомились с различными агрегатными состояниями воды.
Познакомившись с водой, дети будут бережнее относиться к воде, экономичнее ее использовать, поймут важность сохранения чистой воды на земле и опасность загрязнения водоемов сточными водами и продуктами переработки.
Дети с интересом слушают, что говорили о воде писатели и философы, а также, что говорили о воде в народе, какую роль она играла и продолжает играть в жизни человека.
У детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту, развиты наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
В течение дня дети вспоминают о важности бережного отношения к воде, напоминают друг другу экономить воду.