Ольга Чередина
Образовательный проект «Вода вокруг нас»
Образовательный проект
«Вода вокруг нас»
для реализации с детьми от 4 до 5 лет
Воспитатель: Чередина О. Н.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: Ты - сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснишь нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность темы.
Публикация «Образовательный проект „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети и их родители.
Возраст детей: средняя группа.
Проблема проекта : вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Обоснование проблемы: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи:
• Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
• Развивать познавательные умения через экспериментальную дея-тельность.
• Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
• Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.).
• Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
• Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
• Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
• Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природ-ному ресурсу. Развивать экологическую культуру.
Формы обучения:
• Занятия
• Экскурсии
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
• Целевые прогулки на природе
• Игры: подвижные, дидактические, настольные
• Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.
• Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
• Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие во-просы
• Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
• Наблюдения:
• За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
• Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
• Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
• Физкультурные минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
• Информационные листы для родителей
Виды деятельности:
• речевая;
• игровая;
• трудовая;
• музыкальная;
• творческая;
• изобразительная;
• продуктивная;
• поисково-исследовательская;
• совместная и самостоятельная;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с окружающим;
• формирование временных понятий;
• развитие коммуникативных способностей.
Сроки реализации проекта :
Предполагаемый результат проекта :
• У детей сформируются начальные представления о воде, как об источ-нике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
• Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности.
• Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
• Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
Продукт проектной деятельности :
• фотовыставка
• разработка анкеты для родителей;
• открытое занятие.
Принципы реализации проекта :
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• интеграция;
• совместная работа с родителями.
Этапы проекта :
I. Подготовительный:
• Изучение уровня знаний;
• определение проблемы;
• выбор цели;
• определение задач;
• составление плана деятельности;
• разработка картотеки бесед (Приложение 1, наблюдений (Приложение 2, опытов по теме (Приложение 3, чтение художественной литературы (Приложение 4).
• подбор источников информации;
• подбор материалов и оборудования.
II. Основной:
Решение поставленных задач с детьми:
• наблюдения на прогулках;
• опыты;
• чтение художественной литературы;
• дидактические игры;
• беседы;
• закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной тем-пературы, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой;
• просмотр мультфильмов, видеофильмов и презентаций;
• прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы” : “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”;
• художественная деятельность: рисование губкой разными цветами, на воде, мыльными пузырями, кляксография;
Решение поставленных задач с родителями:
• провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. (Приложение 5);
• знакомство с содержанием стендовой информации;
• совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования;
• проведение опытов с детьми дома;
• совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
III. Заключительный:
• оформление Лэпбука «Вода»;
• оформление фотовыставки;
• создание практического материала для родителей: памятки, рекомен-дации, буклеты, консультации.
Подведение итогов.
Результат:
• значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
• приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.
• повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
• получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;
• заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их по-знавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
План совместной деятельности с детьми
Время
проведения Работа с детьми
Октябрь 1. Беседа №1 «Вода вокруг нас».
2. Опыт №1 «Вода прозрачная».
3. Чтение «Кто не умывается» П. Синявский
4. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
5. Дидактическая игра «Моем наши ручки»
6. Наблюдение в ходе прогулки: «Осенний дождь»
Работа с родителями. Анкетирование родителей на
тему: «Организация познавательно исследовательской деятельности дошкольников».
Ноябрь 1. Беседа№2 «Вода вокруг нас» (продолжение)
2. Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».
3. Наблюдения за водой №1
4. Наблюдения в ходе прогулки: «Лужа» (ряд наблюдений за состоянием замерзшей воды в луже).
5. Чтение: «Умная сказка о воде» И. Урядова
6. Речевая игра «Подскажи словечко»
Работа с родителями. Консультация для родителей
«Познавательно-исследовательская деятельность до-школьников»
Памятка «Советы родителям по развитию познавательно
исследовательской деятельности дошкольников»
Декабрь 1. Беседа №6 «Берегите воду»
2. Опыт №3 «Вода жидкая»
3. Наблюдение за снегом №4
4. Игры со снегом в ходе прогулки: «Постройки из снега и игры с ними»
5. Чтение: «Что случилось с рекой?» Б. Заходер
Январь 1. Беседа№5 «Волшебница вода»
2. Опыт № 9 «Лед – твердая вода, тает в тепле»
3. Наблюдение за облаками №7
4. Чтение: «Алешка и снежок» Е. Андреева
5. Развивающая игра «Волшебница вода»
Работа с родителями: Чтение детям дома
рекомендованной художественной литературы по
теме проекта.
Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»
Февраль 1. Беседа №9 «Град и снег»
2. Опыт№10 «Лед – легче воды»
3. Наблюдение за испарением №2.
4. Подвижная игра «На болоте»
5. Чтение В. Степанова «Снегурочка»
6. Игра – лото «Кому нужна вода?»
Март 1. Беседа №8 «Туман»
2. Опыт №4 «Вода не имеет формы».
3. Наблюдение за таянием льда №5
4. Чтение «Весенний разговор» С. Погореловский,
5. Подвижная игра «Щука и караси»
Работа с родителями: Консультация для родителей
«Экспериментируйте с детьми дома!»
Апрель 1. Беседа №3 «Путешествие капельки»
2. Опыт № 8 «Пар – это тоже вода»
3. Наблюдение за сосульками №6.
4. Развивающая игра «Путешествие кораблика»,
5. Чтение «Ручеек» Т. Жиброва
6. Игра малой подвижности «Ручеек».
Май 1. Беседа№4 «Вода нужна всем»
2. Опыт №7 «Вода бывает теплой, холодной и горячей».
3. Наблюдение за растениями №3
4. Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
5. Подвижная игра «Мы капельки»
Работа с родителями: Организация опытов детей с
водой дома.
Консультация для родителей «Проведите дома опыты с водой»
Июнь
Июль
Август 1. Беседы №10 «Роса», №11 «Водоёмы», №12 «Водный транспорт».
2. Опыты №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются», №11 «Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно», №12 «В соленой воде предметы не тонут». Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
3. Загадки о воде
4. Рисование «Природные водоё мы: родник, ручей, озеро».
5. Подвижная игра «Море волнуется»
6. Чтение «Умная сказка о воде»
7. Ситуативные беседы о «Дожде» №7
Сентябрь 1. Наблюдение за осенним дождем №8
2. Аппликация «Тучи по небу бежали».
3. Экологическая викторина «Вода» (детско-родительское итоговое мероприятие).
Список литературы
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.
3. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший
дошкольный возраст: М –педагогическое общество России, 2003.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической
культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность : планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М. : КарапузДидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.
6. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет,
Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е.
А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
7. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом».
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. : ТЦ Сфера,
2004;
8. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного
возраста: Детство-Пресс, 2013.
9. Запорожец А. В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста
/Под ред. А. В. Запорожец, А. И.
10. Леонтьева – М. : Педагогика, 1995г. Организация экспериментальной
деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под
ред. Прохоровой Л. Н. – М. : Аркти, 2004.
Интернет-ресурсы
1. https://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-isledovatelskoi-dejatelnosti-na-temuvolshebnica-voda.html
2. https://50ds.ru/metodist/7151-proekt-volshebnitsa-voda-sredniy-doshkolnyyvozrast.html
3. https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9679.html
4. https://znayka.net/poslovicy/o-vode/
5. https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-vodu.html