Надежда Андрюшкина
Проект «Вода вокруг нас» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 4–5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики
Исследовательско - творческий проект
для детей 4-5 лет
«Вода вокруг нас»
Подготовила воспитатель Андрюшкина Надежда Николаевна
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (февраль)
Публикация «Проект „Вода вокруг нас“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Автор проекта : воспитатель первой категории Андрюшкина Н. Н.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель Филатова Е. М.
Актуальность темы: Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Цель проекта : формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
Задачи проекта :
-создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
- уточнить значение воды для всего живого.
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
-создать альбом «Опыты с водой» и изготовить знаки «Берегите воду», для ребят других групп.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- воспитать бережное отношение к воде.
Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии», знаки для детей других групп «Берегите воду».
План реализации проекта
Подготовительный этап проекта :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
3. Подбор подвижных и речевых игр.
4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Ознакомление с миром природы «Что мы знаем о воде?» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь
детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к
воде.
Ознакомление с миром природы Презентации «Подводный мир», «Проблемы загрязнения водоемов», иллюстрации Познакомить детей с подводным миром, их образом жизни. Показать проблему загрязненных водоемов.
Ознакомление с миром природы «Освобождение бусинок из ледяного плена» Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда
– тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа
действия, стимулировать
самостоятельное формулирование
выводов детьми.
Художественная литература Чтение рассказа
-«Как люди речку обидели»
- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения:
- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
- «Ручеек и речка» С. Олегова;
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
- «Берегите воду» С. Олегова;
- «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва;
- «Дождик» В. Минькова;
- «Какой дождь» О. Григорьев;
- «Снежок и Алешка» Е. Андреева
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации
«Что за чудесница – водица-волшебница»
Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Художественно-эстетическая деятельность Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»
«Значки «Берегите воду!»
Рисование пальчиками «Мой веселый снеговик» Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.
Закрепить знания о бережном пользовании водой.
Беседы
-“Чистота та же красота”
-«Важность воды для всех живых организмов»
-«Что такое осадки»
-«Водоемы»
-«Интересные факты о воде»
-«Загрязнение воды и как этого избежать»
-«Бережем воду вместе»
Прививать детям правила личной гигиены, расширять знания и представления о водоемах.
Музыкальная деятельность -«Дождик», муз. Красева, сл. Н. Френкель
-«Пошла Млада за водой» рус. нар. мел.
-«Вот так, хорошо!»
Муз. Т. Понатенко,
Сл. О. Высотской Расширить представление о природном явлении- дожде.
Работа с родителями -Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
-Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
-Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
-Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании). Приобщить родителей к познавательно-исследовательской деятельности совместно со своими детьми.
Игры к проекту
Речевая "Подскажи словечко". Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
Игра малой подвижности «Ручеек» Развивать воображение детей, активность в игре.
Подвижная игра «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижная игра “Море волнуется” Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Подвижная игра “Мы – капельки”.Развивать воображение детей, активность в игре.
Опыты к проекту
1. «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
2. «Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т. е. она тяжелее.
3. «Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
4. «Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
5. «Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
6. «Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Заключительный этап проекта
1. Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»
2. Альбом
Полученные результаты.
После реализации проекта ребята сделали выводы и достигли следующих результатов:
-Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
-Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
-Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
- Сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
-Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
- Узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде.
т представление о Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
2. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М. : Карапуз-Дидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.
5. Глазырина Л. Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М. : Владос, 2005.