Наталья Малова
Педагогический проект «Вода — важнейший источник жизни на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода – важнейший источник жизни на земле»
Возрастная группа: средняя
Паспорт проекта
Тип проекта : исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный
Проблема: охрана природы, бережное отношения к воде как к одному из важнейших источников жизни на Земле.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Разделы:
1. Актуальность проекта
2. Цели и задачи
3. Планируемые результаты
4. Этапы реализации
Публикация «Педагогический проект „Вода — важнейший источник жизни на земле“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Приложение
I. Актуальность: Вода в нашей жизни занимает очень важное место, без нее не может прожить ни одно живое существо на планете. Не смотря на то, что площадь нашей Земли состоит на из воды, пригодной для питья воды не хватает. Вмешательство людей в природу приводит к загрязнению многих водоемов. Очень важно уже в дошкольном возрасте дать детям представления об экологической проблеме, о значимости воды, чтобы вырастить сознательных граждан, любящих природу и заботящихся о ней. В среднем дошкольном возрасте возрастает интерес у детей к окружающей нас природе, появляется желание узнать не только откуда? и почему? но и что может произойти если? Экспериментальная деятельность, как нельзя лучше, даст ответы на многие детские вопросы о свойствах воды, а также научит самостоятельно делать выводы.
II. Цель: Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, о ее роли на планете Земля.
• Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
• Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
• Активизировать творческое мышление детей.
• Обогащать и развивать детскую речь.
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
• Повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей.
III. Планируемые результаты:
• У детей сформируются базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов.
• У детей появятся умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды
• У детей сформируется устойчивый интерес к познанию окружающего мира.
• Дети приобретут экологический опыт при взаимодействии с природой, научаться бережному отношению к воде.
• Повысится компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей.
IV. Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
• Выявление имеющихся знаний у детей о воде, степени заинтересованности данной темой (форма работы – беседа).
• Разработка плана проекта.
• Подбор методической литературы.
• Пополнение опытно-экспериментального уголка для реализации проекта.
• Организация предметно-развивающей среды.
• Создание картотеки бесед, наблюдений с детьми по теме проекта.
• Подбор детской литературы (загадки, стихотворения, сказки, рассказы) о воде.
• Создание картотеки игр с детьми по теме проекта.
• Подбор музыкальных произведений, в основе которых заложена тема воды.
• Подготовить информационный материал для родителей.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роли в данном проекте.
2. Основной этап
Работа с детьми:
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Содержание деятельности
Социально-коммуникативная Коммуникативная
Познавательная Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Для чего нужна вода?», «Круговорот воды в природе», «Водоемы нашего поселка», «Водоемы и их загрязнение», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!»
Рассматривание иллюстраций известных художников о воде: И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Айвазовский «От штиля к урагану», И. Репин «Тройка» (ученики мастеровые везут воду).
НОД «Обитатели морей и океанов»
НОД «Вода – источник жизни»
Познавательно-исследовательская Коммуникативная
Познавательная
Опыты: «Вода – это жидкость», «Вода - растворитель», «Вода меняет цвет», «Основные свойства воды (нет цвета, запаха, вкуса)», «Плавает-тонет», «Мыльные пузыри»
Эксперименты: «Отражение в воде», «Лед - тоже вода», «Вода и мыло творят чудеса», «Испарение воды»
Наблюдения: «Кошка пьет водичку», «Весенний дождь», «Лужи на асфальте», «Облака - белогривые лошадки», «Куда исчезли лужи?»
Чтение художественной литературой
Коммуникативная
Познавательная
Рассказы: К. Паустовский «Поэзия дождя»,
Носов «Карасик», М. Пришвин «Сытые пузыри», «Лесной ручей», «Капля и камень»;
Сказки: Н. «Сказка о круговороте воды в природе»,
Н. Рыжова «Жила-была вода» (экологическая сказка»,
К. Чуковский «Мойдодыр», И. Урядова «Сказка о воде»;
Стихотворения: Б. Заходер «Что случилось с рекой?»,
С. Олегова «Я по воде могу ходить»,
Е. Андреева «Снежок и Алешка», Г. Люшнин «Капелька»,
С. Погореловский «Весенний разговор», П. Синявский «Кто не умывается», Т. Маршалова «Капля дождевая», В. Иванова «Трудолюбивая вода», С. Олегова «Вода – это то, что всем жизнь нам дает»;
Потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Дождик, дождик, не дожди», «Ах, водичка-вода», «Что такое чистым быть?»
Загадки о воде.
Игровая Коммуникативная
Познавательная
Двигательная
Игровая
Подвижные игры: «Водяной», «Ручеек», «Море волнуется», «Болото: с кочки на кочку», «Караси и щука»;
Дидактические игры: «Собери картинку», «Кто больше назовет?», «Кто живет в воде, а кто на суше?», «Найди отражение», «Доскажи словечко», «Угадай, кто я?», «Так бывает, или нет?»;
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Морское путешествие», «Семья (сюжет - на прогулке после дождя)», «Водолазы», «Рыболовы»;
Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Замри»;
Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей!», «Водичка и дождик», «С какой горы бежишь сюда, водичка?»
Физкультминутки: «А над морем мы с тобой», «Тихо плещется вода», «С неба падает вода»
Продуктивная Коммуникативная
Познавательная
Рисование: «Оттепель», «Природные водоемы» (река, море, озеро, болото и т. д., «Искусственные водоемы» (фонтан, бассейн, аквариум, «Весенний дождик», «Лужа на асфальте», «В море синем кит живет»;
Аппликация: «Облака», «Капельки», «Плывут в море корабли»
Лепка: «Озеро с камышами», «Рыбки в аквариуме»
Конструирование: «Корабли дальнего плавания», Мост через реку»
Трудовая Коммуникативная
Познавательная «Полив цветов», «Купание кукол», «Пусть одежда будет чистой», «Влажная уборка»
Музыкальная Коммуникативная
Познавательная
Аудиозапись «Звуки природы» : «Звонкий ручей», «Шум водопада», «Шум моря», «Крик морских птиц»;
Детские песенки: «Дождь в ладошках», «Вода буль-буль», «Синяя вода», «Облака - белогривые лошадки»
Классические муз. произведения: С. Рахманинов «Весенние воды», А. Вивальди «Шторм», К. Дебюсси «Море».
Работа с родителями:
• Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.
• Консультация: «Вода важна для организма» (способы закаливания, соблюдение питьевого режима).
• Рекомендации в подборе литературы о воде для домашнего прочтения с детьми.
• Открытое занятие по экспериментальной деятельности совместно с родителями «Опыты с водой».
• Рекомендации: «Какие водоемы посетить с ребенком, что о них рассказать».
• Беседа: «Правила безопасного поведения на водоемах в весенний период».
• Консультация: «Экологическое воспитание детей дома».
• Выставка творческих работ по теме проекта.
3. Заключительный этап
• Итоговое музыкальное мероприятие «Царица-водица!» с использование презентации.
• Коллективная работа: коллаж «В мире воды».
• Выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности
• Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
Литература
1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез, 2010 г.
3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез, 2010 г.
4. Дошкольное воспитание № 7 - 2005 г.
5. Дошкольное воспитание № 5 - 2008 г.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. СоломенниковаО. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
8. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003.